Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

В школу без психиатра не приходи

 Фото: Виталий Аньков/РИА «Новости» Фото: Виталий Аньков/РИА «Новости» В России растет количество детей, страдающих различными душевными расстройствами. С недавних пор осмотр врача-психиатра стал обязательным при поступлении в детсад и школу. Указания даны, только про исполнение забыли

Дети сходят с ума по-разному

В  России прирост показателей общего количества детей и подростков, являющихся инвалидами по психическому заболеванию, с 2000 года по 2012 год составил 61,8% (278 на 100 тысяч населения и 449,8 на 100 тысяч человек соответственно). У 5% детского населения диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности (гиперкинетическое расстройство). Шизофренией страдают около 0,5% детей, умственная отсталость зафиксирована у 2%. При этом многие даже вполне адекватные родители не соглашаются на то, чтобы их чад осматривал психиатр, а сама специальность «детская психиатрия» в 1995 году ликвидирована.

В  России прирост показателей общего количества детей и подростков, являющихся инвалидами по психическому заболеванию, с 2000 года по 2012 год составил 61,8%. 

В эти дни в Санкт-Петербурге проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Детская психиатрия: современные вопросы диагностики, терапии, профилактики и реабилитации». Обсудить проблемы детских душевных расстройств съехались специалисты Минздрава РФ, Российского общества психиатров, двух ведущих научных институтов - Петербургского Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, а также врачи из разных стран.

Доктор медицинских наук, главный детский психиатр Минздрава России в СЗФО, руководитель отделения детской психиатрии СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева Игорь Макаров рассказал OK-inform, что делать, если у ребенка «проблемы с головой».

«В России действительно растет количество психически больных детей. Хотя мы замечаем, что некоторых расстройств стало больше, некоторых - меньше. Больше всего фиксируется различных невротических расстройств: юные пациенты с ними составляют от 3 до 20% населения. Растет количество детей, страдающих различными зависимостями (игровой, наркотической, компьютерной, алкогольной). Отмечается рост числа детей с аутизмом, хотя здесь идет очень много гипердиагностики, когда диагноз ставится пациентам не с «чистым» аутизмом. Много гиперактивных детей, которым просто трудно в школе», - рассказывает главный детский психиатр.

При этом врачи отмечают, что статистические показатели крайне неравномерны: например, больше всего детских и подростковых суицидов фиксируется в Сибири. А есть регионы, где статистика психических расстройств у детей практически нулевая.

«Как так получается? Там, где выше обращаемость, - там больше и выявленных случаев. Хотя есть и другие факторы. Например, в Сибири статистику суицидов дает Бурятия. При этом нельзя сказать, что ситуация в Ненецком автономном округе лучше, но там нет ни одного детского психиатра. Кстати, как нет его даже в таком регионе, как Ленинградская область. Соответственно, нет и неприятных цифр», - говорит доктор.

«Мама, у нас в классе - одни психи»

Подобный ответ хотя бы раз в жизни слышал, пожалуй, каждый родитель. Школьники уже не удивляются, если одноклассник прямо на уроке кидает чем попало в ребят или учителей, а в ответ на замечание грозит убийством или самоубийством. Ребенку невозможно даже пяти минут усидеть за партой, реакции неестественны и опасны, угрозы зачастую претворяются в жизнь. Это не говоря уже об очевидных классических психических заболеваниях.

Школьники уже не удивляются, если одноклассник прямо на уроке кидает чем попало в ребят или учителей, а в ответ на замечание грозит убийством или самоубийством.

«Основная проблема сегодня - это стигматизация. Родителей, даже если они видят у ребенка очевидные проблемы, почти невозможно заставить пойти к психиатру. Психиатров боятся, их не любят и им не доверяют. Причем за последние годы лучше не стало. И одним врачам с этим не справиться», - считает Игорь Макаров.

Чтобы как-то взять ситуацию под контроль, в 2013 году Минздрава включил визит к врачу-психиатру в число обязательных посещений в программе детской диспансеризации перед поступлением в детский сад и школу. Однако это лишь усугубило проблему.

«Очереди в ПНД в августе стояли кругами на улице, психиатры были настолько перегружены, что успевали только подпись поставить, а не ребенка осмотреть. А ведь есть еще больные дети, постоянные пациенты, которым тоже нужен врач. Привлекали взрослых специалистов, но они зачастую не очень знакомы с проблемами детской психиатрии, тут все-таки своя специализация, - говорит доктор медицинских наук. - Например, “взрослые” психиатры не знают специфики детского аутизма, считают его проявлением шизофрении. И еще очень много подобных проблем».

Скажем, согласно главному закону, по которому работают психиатры (закону о порядке оказания психиатрической помощи и правах граждан при ее применении), осмотр врачом-психиатром - дело сугубо добровольное, особенно если это касается несовершеннолетних.

«Их вообще нельзя осматривать без согласия родителей. При этом без отметки об осмотре психиатром ребенка могут не взять в детский сад или в школу, - недоумевает Игорь Макаров. - Если родители не согласятся пойти к специалисту и при этом им откажут в поступлении в учебное заведение, то они могут обратиться в суд и дело, скорее всего, выиграют. При этом многие родители в принципе против психиатра, даже толком не понимают, чем он занимается. Для них он - мясник в кровавом халате со смирительной рубашкой в руках. А то, что у ребенка могут быть серьезные проблемы в будущем, они не задумываются».

Доведенная до отчаяния поведением неадекватного первоклассника, директор школы вызвала психиатров, но мать ребенка категорически отказалась от осмотра.

Именно такой случай недавно произошел в одной из школ Петербурга. Доведенная до отчаяния поведением неадекватного первоклассника, директор школы вызвала психиатров, но мать ребенка категорически отказалась от осмотра. При этом мальчик приходил на урок с ножом, тыкал им в одноклассников, учителей, каждые пару минут сбрасывал с парт все учебники, кричал, бился в истерике. Возмущенные родители и учителя потребовали от руководства школы показать ребенка специалисту, но мать отказалась, и никакие доводы на нее не действовали.  Насколько известно, проблему пришлось решать через суд.

По мнению детских психиатров, невротизация юных растет и под влиянием постоянных стрессовых факторов, поступающих отовсюду: из интернета, из телепередач, с улицы.

«Я не могу сказать, что СМИ виноваты. Но ребенок не живет под колпаком, он все видит и слышит. Есть дети более впечатлительные, и, если родители видят, что на ребенка влияет негатив из СМИ, - они должны просто оградить его от этого влияния», - считает Игорь Макаров.

При этом специалист института Бехтерева не согласен с прессой в том, что в мире растет количество детских суицидов. По его мнению, эта цифра всегда примерно одинакова, просто журналисты любят раздувать подобные истории.

По мнению Игоря Макарова, инициаторы в Минздраве должны были предложить родителям выбор в диспансеризации: показать ребенка детскому психиатру или психологу. Последнего, как показывает практика, боятся меньше. Однако на вопрос, есть ли реальная помощь от школьных психологов, врачи отвечают аккуратно: профессионалы способны вовремя отследить детей с проблемами. Но интересно, сколько среди школьных психологов, многие из которых получали специальность в каком-нибудь институте стали и сплавов, настоящих профессионалов?

Кроме того, встала острейшая проблема нехватки самих детских психиатров. В медицинских вузах закрыты кафедры детской психиатрии. В стране по сей день не принято всеобъемлющих стандартов оказания детской психиатрической помощи. С 1995 года ликвидирована и пока не восстановлена сама специальность «детская психиатрия».

«Вообще психиатрия - специальность неблагодарная. Она даже финансируется по остаточному принципу. О сотрудничестве с родителями говорить пока тоже очень трудно. У нас на весь Санкт-Петербурге - 120 детских психиатров, а количество ребят с отклонениями растет», - говорят «врачеватели душ».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Максим, оператор автораскроя, 28 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии