Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

О прямом столкновении в Арктике речь не идет

 Фото: NASA's Earth Observatory Фото: NASA's Earth Observatory В последнее время тема Арктики стала очень популярной. Страны, граничащие с этим холодным регионом, вдруг озаботились уточнением длины своих «арктических» границ, а эксперты стали поговаривать о приближающейся «битве за Арктику». В России, в свою очередь, заговорили о создании Министерства по делам Арктики. Разобраться в этом вопросе попытался Александр Пылаев, военный эксперт, главный редактор журнала «Экспертный союз»

 

«Битва за Арктику» - достаточно условный термин. Конечно же, речь не идет о прямом столкновении, хотя противоборство между претендентами на доминирование в оборонной сфере будет. Основные игроки-конкуренты понятны: со стороны Американского континента это США и Канада, с европейской стороны - Норвегия и Россия. Большой интерес к этому региону сейчас проявляет Китай, хотя он с Арктикой и не граничит. Причины конкуренции двояки: с одной стороны, это ресурсы - разработка перспективных шельфов и расширение сырьевой базы, с другой - Северный морской путь как транспортный коридор, альтернативный гораздо более длинным путям в обход Африки.

Для России Арктика - это в первую очередь крайне серьезный вопрос безопасности, и для нас он стоит острее, чем для остальных участников. Сами понимаете: наши арктические границы проходят вблизи Соединенных Штатов. А по состоянию на 2006 год в результате сокращения вооруженных сил мы потеряли там огромный потенциал противовоздушной обороны, включая и авиационную, и ракетную составляющую. Мы тогда остались практически беззащитными перед ударом, который нам могли в любой момент нанести через полюс.

Для России Арктика - это в первую очередь крайне серьезный вопрос безопасности

Бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков, например, сократил там количество аэродромов, которые и так находились не в лучшем состоянии, а часть из них и вовсе были заброшены. Так что сейчас мы исправляем ошибки прошлого: восстановление оборонного потенциала сегодня касается в том числе и наращивания военного присутствия России в Арктике. Это важный элемент национальной безопасности, до которого долгое время «не доходили руки».

Несмотря на все ошибки и отступления, российское присутствие в Арктике на сегодняшний день весьма велико. Там находится крупный судостроительный кластер - в Северодвинске и Архангельске. Именно там создается основа российского подводного флота - новейшие атомные подводные лодки типа «Ясень», а также самые современные дизель-электрические лодки.

На этих же мощностях производится и ремонт гражданских судов. А военная инфраструктура там представлена в основном небольшими военными частями, которые сейчас будут расширяться. Это и ВМФ, и сухопутные войска, и авиационные, ну и конечно, пограничные - то есть все компоненты обороны. Это делается в том числе и для повышения безопасности Северного морского пути, который сейчас начинает осознаваться как - в перспективе - один из экономических приоритетов развития России.

У России есть все физические предпосылки для того, чтобы иметь в Арктике преимуществоРечь здесь идет не просто о поддержании и защите «коридора» в ледовых полях. Если движение по Севморпути развернется всерьез, это сулит большой экономический рост многим прибрежным регионам, вдоль которых он пролегает. Это и развитие портовой инфраструктуры, и создание и обслуживание мультимодальных терминалов - по переносу грузов с морского транспорта на железнодорожный или речной. Это и в целом развитие сети транспортных коридоров между Транссибом и побережьем Северного Ледовитого океана. Северный морской путь - это не только сама дорога по морю, это крупный транспортно-логистический проект. Он может стать «позвоночником», к которому будут крепиться многочисленные «ребра», правда, только с одной - южной - стороны.

Если мы будем двигаться в этом перспективном направлении, то сможем существенно оживить экономику многих наших северных регионов, которые пока что существуют лишь в качестве «сырьевых придатков», и всерьез повысить уровень жизни местного населения. И это тот случай, когда можно всерьез рассчитывать на международное сотрудничество. Но для того, чтобы это сотрудничество стало двусторонним, мы должны быть сильными и хорошо подготовленными.

У России есть все физические предпосылки для того, чтобы иметь в Арктике преимущество - остается только всерьез заняться этим на уровне экономики. Арктический шельф - это ресурсы. С учетом внешних санкций нам сейчас нужно обратить серьезное внимание на развитие технологий их добычи. Чтобы мы ни говорили про «сырьевую иглу», она все равно толще и длиннее, чем многим у нас кажется. Ведь даже первичные технологии добычи углеводородов из подводных и подземных естественных резервуаров мы преимущественно покупаем за рубежом - в Канаде, Норвегии. И санкции - отличный повод поискать альтернативу внутри нашей страны. А эта альтернатива есть - в том же Петербурге есть разработчики, которые давно предлагают оригинальные инженерные решения по разведке и добыче сырья. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии