Константин Хабенский: Иногда нужно писать на стене слово «счастье»
Вместе с Хабенским курс Михаила Фильштинского окончили Михаил Пореченков, Вилли Хаапасало, Михаил Трухин и Андрей Зибров. Константин Хабенский провел творческий вечер и поговорил с преподавателями и студентами о личной и творческой жизни, кино, театре и счастье.
О работе с режиссером
Меня иногда спрашивают на съемках: «Что ты такой наглый?» А я всегда такой, если речь идет о подходе к материалу и работе. Коллеги по театру говорят: «У тебя статус. Ты можешь позволить себе сказать что-то режиссеру». А я в ответ: «Я всегда так ставил себя по отношению к режиссеру и продюсеру». Нужно понимать, что мы вместе делаем эту историю интересной для всех. Нужно спорить и доказывать свою точку зрения, но при этом уметь выполнять то, что от тебя просят, чтобы потом уже предлагать свои варианты.
Я не всегда понимаю, чего хочет от меня режиссер. Иногда делаю то, что просят, иногда задаю вопросы. И если я вижу, что человек сам не понимает, зачем надо это делать, то я не делаю. За формой всегда должно быть содержание.
О бороде
Я, видимо, немного потерял в свое время реалии киножизни и согласился сниматься в 16-серийной истории. 2 июля мы начали этот забег. И это, конечно, повлияло на мою жизнь. Дело в том, что чем неухоженнее будет герой - тем лучше. И вот чтобы кожа не превратилась непонятно во что, чтобы сберечь час-полтора на съемках, я с апреля начал растить бороду. Вы только не подумайте, что она остановила рост! Это гримеры следят (смеется).
О новом фильме
История, которую мы начали снимать в июле, написана очень жестко. Это смесь «Настоящего детектива» и «Декстера», но замешанная на нашей почве. Ее вряд ли будут показывать по Первому каналу. Разве что с 2 до 3 часов ночи. Суть этой 16-серийной эпопеи - это своеобразное обращение, мол, ребята, только благодаря тому, что вы в свое время отвели глаза, не сказали, решили, что так тоже хорошо, благодаря вашему равнодушию, у нас так все и происходит. И это, на мой взгляд, правильная мысль.
О кино и театре
Я не пересматриваю фильмы, когда готовлюсь к ролям. Кино и театр - это разные территории, живущие по разным законам. Единственное, что объединяет кино и театр, это… желательно знать текст. Или хотя бы понимать, о чем ты говоришь. Все остальное -разные способы существования и разные подходы. Как забег на 100 и на 10 000 метров.
В театре есть репетиции, и это прекрасно. Ты три часа бегаешь туда-сюда. Вечером - спектакль. Ты выходишь «разогретый», настроенный. Это энергетическая штука.
Кино - это немножко другое. Ты второй час молча сидишь, уставившись в текст, потому что с товарищем вы уже поговорили обо всем. И вот заходит солнце… И тут, по примеру наших футболистов, которые пытаются забить 7 голов в последние две минуты, ты должен сыграть любовь, трагедии и все что угодно, пока садится солнце.
О профессии
Честно трудитесь - и вас заметят. Будьте честны к профессии и преданы ей. И тогда она ответит вам тем же.
О выпуске
Это было, мягко говоря, не самое хорошее время для профессии. Фильмы не снимались. Да и в театре было не лучше. Но мы были загружены максимально своей работой в театре «Перекресток». У нас было столько первоочередных дел, которым мы посвящали всю свою жизнь, что, наверное, при всей той шаткости мы были в достаточно тепличных условиях. И та информация, которая заставила бы нас рационально подойти к дальнейшим шагам нашей профессии, не слишком повлияла на наши настроения. Мы были погребены под своим прекрасным материалом театра. Не было ужаса: «Как дальше жить? Что делать?» Я понимал, что впереди много интересной работы. Какой и где - неважно.
О студенчестве
Нас снимали с водосточных труб, когда мы лезли в театр, чтобы отрепетировать то, что мы не успевали к завтрашнему спектаклю. Мы залезали ночью в аудитории, репетировали, ставили декорации. Преподаватели приходили с утра и понимали, что мы опять разгромили всю аудиторию, придумывая какое-то новое сценическое пространство.
Когда мы начинали учиться, была первая попытка переворота. ГКЧП. Я помню, что сквозь «Лебединое озеро» прорвался Собчак и прокричал: «Все питерские, кто любит свой город - вперед, на баррикады!» И мы собрались и понеслись на баррикады. И это было похоже на то, что происходит на Украине. Такие же безмозглые пацаны, как я тогда, прибежали на клич, схватили, бросили, загорелось. «А давайте еще побросаем». Все начинается с куража, который может задать один человек. Спустя два года, во время второго ГКЧП, мы уже занимались своими делами.
О любимых заданиях в ГАТИ
На первом курсе я очень любил задание «Расслабление» (смеется). Я очень быстро освоил технологию и даже позволял себе делать это упражнение, скажем, на мастерстве. А потом, конечно, «Работа с предметами». Потому что ты можешь с невидимым предметом делать все что угодно. Это движение, которое переходит в эксцентрику и клоунаду. А это уже высший пилотаж актерского мастерства
О роли Чебутыкина в «Трех сестрах» и коньяке «Три звезды»
В самом начале профессионального актерского пути… Тут надо добавить, что это самое начало приходит с началом каждой новой работы. Так вот в начале творческого пути актер пытается воспользоваться всеми помогающими, так сказать, средствами, для того чтобы добиться эффекта. Конечно, тогда, будучи студентом, я понимал, что это характерная роль. И понимал, что мне не хватает для нее внутренней тяжести. И я нашел эту внутреннюю тяжесть… в коньяке «Три звезды». Роль была достаточно неподвижной. Герой перемещался от одного стульчика к другому и все время за что-то держался. И это помогало, потому что с тяжестью этой было тяжеловато. Но мудрость, которая была вложена солнцем Дагестана в этот напиток… Таким хитрым образом был совершен сценический обман. Но после этого я уже не пользовался этим средством.
О себе в роли преподавателя
У меня нервы ни к черту, чтобы заниматься педагогикой. И на то, чтобы преподавать, уходит вся жизнь, а я бы еще хотел играть в театре и сниматься в кино.
О «Географе»
Автор писал историю в 25 лет, я подошел к ней в 40, режиссеру было 52. То есть получилось трио с разным пониманием жизни. Леонову, когда мы ставили «Географа», тоже было под сорок, и он бы уже, наверное, не уловил тех моментов, которые описаны в книге, не нашел бы таких решений. Это мужской роман. Не все представительницы слабого пола могут дочитать его до конца. Но я считаю, что мне повезло, что попался такой материал и такой режиссер. Чувствую ли я связь с героем? Конечно, чувствую. Мне кажется, любой мужчина, который хоть сколько-нибудь способен к размышлениям, ощутит эту связь.
О фильме «Чудо» и чудесах
Произошло для меня чудо на съемках? Пожалуй, да. Я встретил режиссера, который научил меня, сказав всего два слова: «Нести главное». И тут я понял, что главное - это... главное.
О гражданской позиции
Да какая гражданская позиция. Наверное, актеру немного проще понять другого человека, встать на его позицию. Нам нужно хорошо посмотреть на человека, персонажа, облететь его на 360 градусов, увидев и плохое, и хорошее, и трогательное. Я пытаюсь понять правоту моего оппонента. Это касается всех информационных потоков, которые сейчас льются на нас отовсюду. Мы знаем очень мало, и с той стороны знают столько же. Я пытаюсь не влезать в эту историю. Мне было очень неприятно, когда моего товарища Михаила Пореченкова жесточайшим образом растоптали, опустили многие-многие годы его работы, сделав себе однодневную рекламу. Но я думаю, что все это пройдет, а человек будет дальше заниматься своим делом.
О Крыме
Бегать с топором вокруг полуострова и обрубать с криком «Заберите обратно!» я не буду. Я, как человек, родившийся в СССР и работающий в России, который дышит этим воздухом и разговаривает на этом языке, принимаю это как свершившийся факт. Дальше уже мои тараканы, но делиться ими я не намерен.
О студии творческого развития
Появилась идея, чтобы актеры приходили и за какую-то денежку занимались с детьми основными дисциплинами. На подготовку ушел год. Мы открыли студии в Казани и Екатеринбурге. Сначала на базе школ, а потом нам выделили отдельные площадки, чтобы сделать общегородскую школу. Сейчас у нас 7 школ в разных городах России, около 2 тысяч учеников. Плюс фестиваль «Оперение», где студийцы могут продемонстрировать свои достижения.
И знаете, что мне особенно нравится? Если раньше 90% ребят приходили ради фото и автографа, то сейчас их интересуют совершенно другие вопросы.
Справка OK-inform
Благотворительный фонд народного артиста России Константина Хабенского создан в 2008 году. Изначально, основной деятельностью фонда являлась организация помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. Это направление работы фонда успешно функционирует и поныне. В 2010 году началась реализация нового проекта - Студии творческого развития благотворительного фонда К. Хабенского. Сам Константин и его именитые коллеги из театров приходят в обычные средние школы и во внеурочное время занимаются с детьми актерскими дисциплинами - пластикой, художественным словом, кукольным театром, киноискусством, вокалом.
О благотворительности
Благотворительность - это ежедневная работа. Это как если бы вам нужно было каждый день проходить 10 км туда и обратно. Это работа на земле. Репутации фондов собираются очень тяжело, по крупицам и очень легко разрушаются. И я, и мои единомышленники - Чулпан Хаматова, Наталья Водянова - мы иногда приходим и делаем какие-то вещи сами, чтобы сохранить эту репутацию, чтобы не натоптали…
О счастье
Я думаю, надо иногда писать на стене слово «счастье» и ставить знак вопроса. И отвечать себе на него.
- По Эрмитажу начнет водить экскурсии виртуальный Константин Хабенский
- Герой Советского Союза: по каким причинам стоит посмотреть «Время первых»
- Хабенский сыграет человека с диагнозом ДЦП, ставшего успешным бизнесменом
- Кино на выходные: праздники с «Защитниками» и «Вурдалаками»
- «Кинопоиск» назвал самых популярных российских актеров XXI века