Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Сталинский фотошоп

 Фотографии из книги Д.Кинга "Пропавшие комиссары" Фотографии из книги Д.Кинга "Пропавшие комиссары" Вымарывание истории, переписывание ее «под себя» - любимое развлечение всех авторитарных режимов. В отсутствии различных взглядов на события одна правда становится истиной. Но бывают неудобные моменты, когда партийные товарищи и коллеги вдруг превращаются во врагов народа. Документы можно засекретить, но как быть с фотографиями? И тогда за дело берется ретушер, стирая лица и изменяя картину прошлого

 Собственно, ретушь - штука полезная, особенно на заре документальной фотографии. Первые дагеротипы часто раскрашивались и затушевывались, превращаясь в своеобразные документальные картины. В условиях низкого качества печати - особенно при передаче фотографии в тираж, в газету или книгу - ретушь была необходима, для того чтобы усилить исчезающие детали, часто - черты лица.

В годы Февральской революции мы видим первые опыты по изменению сути отображенного на фото. Вот, например, фотография революционных солдатиков - только они без транспарантов. Берем и пририсовываем им те самые транспаранты, флаги, а заодно закрываем вывеску на стене. Очень наивная попытка. Но за ней - большое будущее.   

Одним из первых примеров такого своеобразного «фотошопа до изобретения компьютеров» была фотография Ленина на Дворцовой площади. И дело тут совсем не в репрессиях, которые тогда, в 1920 году, еще широко не развернулись. Просто было как-то неудобно - Ильич, вождь, произносит пламенную речь, а ему внимает какая-то небольшая группа слушателей, да еще и размахивающая корейским (!) флагом, даром, что этот снимок сделал Виктор Булла на открытии II конгресса Коминтерна и флаг был вполне уместен. Берем другую фотографию, выкраиваем оттуда кусочек толпы и четыре-пять раз прикладываем его к нужному фото, переснимаем и - оп! - вождь мирового пролетариата выступает перед толпой. Правда, ретушер делает сразу несколько стандартных ошибок, применяя своеобразный clone stamp, в результате чего на фотографии можно различить один и тот же снимок, ставший «донором» для толпы неоднократно. Кроме того, полностью теряется перспектива, невозможно представить, что это Дворцовая площадь. Любой, на ней бывавший, поймет, что с фото что-то не так. Но кто при том уровне полиграфии будет рассматривать в журнале «Нива» такие детали?

А вот дальше, в 20-е - 30-е годы, картина становится все более и более страшной, потому что с фотографий начинают исчезать люди. Не какие-то безымянные прохожие, случайно попавшие в кадр, а известные, чьи имена были на слуху («Товарища Рыкова народ выковал»). Давайте сразу отбросим истории с коррекцией неудачных кадров. Эпоха была пленочная и пластиночная, переснять кадр почти всегда было физически невозможно, и то, что неудачные кадры старались исправить - совершенно нормальная практика. Но вот люди… Сначала исчезает один, затем другой, то кадрированием, то ретушью; вроде стояли плотно-плотно, а потом вдруг появляется стена. И самое страшное - это армейские фото. После масштабных репрессий в РККА фотографии времен Гражданской войны пустеют. Вот тридцать бравых офицеров и в центре - Чапаев с перевязанной головой. А вот уже восемнадцать офицеров и у половины - переклеенные головы, надо же как-то композицию восстановить. Особая история - Троцкий. Его роль в Революции была настолько велика, что, казалось, совершенно невозможно было взять и вычеркнуть Наркомвоенмора из истории. Массу сил потратили безымянные специалисты, но вычеркнули и выскоблили неистового оратора, бывшего в 1917 году одной из ключевых фигур всех революционных октябрьских событий, из всех возможных книг, журналов, музейных экспозиций. А откуда было не выскоблить - отправили в спецхран. Один из знакомых автора, ныне глубоко пожилой человек, хранил подписку на «Правду» с начала 20-х годов до начала 60-х. Выборочно, конечно, со всеми важными публикациями. Удивительной оказалась картина исчезновения множества лиц с официальных фото.

А еще сам вождь. Сталин как мифологическая фигура оказывался во все большей изоляции и удалении от всех. Сначала он, не игравший особой роли в революционных событиях, появлялся на всех групповых фото. Потом на этих фото при переиздании стали исчезать  репрессированные. Следом и действующие политики «ближнего круга» - Молотов, Калинин. Оставались только двое - он и Ильич. А в поздних переизданиях число старых фотографий еще сократилось, и вождь остался там совершенно один.

Глядя на эту кошмарную череду исчезновений, глубже понимаешь суть того политического террора, который был развернут в стране. В основе его - страх и молчание. Молчание, когда приходят за соседом, молчание, когда один из правителей вдруг внезапно становится врагом или просто бесследно исчезает. В этом безмолвном ужасе суть системы. В современной жизни мы видим массу примеров информационной манипуляции. И корни ее в том, сталинском «фотошопе».

 

При подготовке статьи использовались фото и информация из открытых источников. Подробнее об этой теме можно прочитать в книгах Кинга Дэвида «Пропавшие комиссары» и Кирилла Круглова «Переписывая прошлое: история Сталинского фотошопа».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии