Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Первые петербуржцы: стратегии выживания

 Мы сейчас живем в относительно благополучное время. Сто, двести, триста лет назад жизнь горожанина была совсем не такой простой и комфортной. Да что там говорить про триста лет, если еще шестьдесят семь лет назад (в 1947 году) город переживал голодные годы. Не говоря уже о войнах, разрухе, блокаде…

И каждый раз, оказываясь в сложной ситуации, житель города применял определенный набор стратегий, чтобы выжить или сделать свою жизнь лучше. В большинстве случаев такие стратегии были направлены на то, чтобы избежать указующего перста государства, запрещавшего те или иные действия, или требовавшего от жителя жертв на благо города и страны. Сдача квартир в наши дни, огородничество в 70-е- 80-е,  набор пайков и мешочничество после революции - все это своеобразные стратегии выживания горожан в сложных жизненных условиях. Попробуем рассмотреть такие стратегии на давнем, но очень ярком и фактурном примере - Петербурге эпохи Петра I.

Оказаться жителем нашего города в первые годы его существования можно было несколькими путями. Многие приезжали самостоятельно. Можно было попасть на каторгу или в солдаты и потом уже в Питербурх, а можно - и просто по набору и приказу отправиться в новую столицу, будь ты мастеровой или дворянин. В отличие от других новоснованных городов, никаких льгот новопереселенцам не предоставлялось. Ни подъемных, ни налоговых. А тем, кто на государевой службе, денежное и продуктовое довольствие выплачивали редко и нерегулярно. При этом требуя крайней, исключительной отдачи сил на рабочем месте. С трагической частотой первые горожане попадали под «кампании».

В отличие от других новоснованных городов, никаких льгот новопереселенцам не предоставлялось. Ни подъемных, ни налоговых.

Стремление Петра I создать европейский город  азиатскими методами чрезвычайно осложняло жизнь петербуржца - как бедного, так и состоятельного. Скажем, начали строить город (еще не столицу) по старым, допетровским принципам: слободами вокруг крепости (на Городской, ныне Петроградской стороне), а потом указ - центр будет на Васильевском острове, всем построить по дому там. Потом у императора возникла идея устроить парадный въезд в город. И каждый состоятельный горожанин был обязан построить по домику и на Английской набережной. А потом идея про «большой парадный въезд» - и все вельможи строили дома по Петергофской дороге.

Как отвечает житель на такие указы? У него нет ни денег, ни желания активно строиться в трех местах. Поэтому домики по указу возводятся очень медленно. И какие? Каркасные, с двумя слоями штукатурки и строительным мусором между ними. Загляните в Комендантский дом Петропавловской крепости! Там есть реконструкция. Еще обязательно под кирпич раскрасить, чтобы издали казалось, что все по указу. Долго проживет такой домик в нашем некомфортном климате? Правильно, недолго. До нас дошли единицы построек начала XVIII века - именно по причине дешевизны строительства. Но такова логика выживания. Построить настоящий дом может позволить себе лишь Меншиков. Даже сам император долго живет в деревянном, но расписанном под кирпич домике - том, который сейчас в футляре.

Примерно та же история с гражданским мореплаванием. Император стремиться сделать Неву главной транспортной артерией, главной улицей города. И абсолютно бесплатно раздает с Партикулярной верфи суда для состоятельных горожан. Но если такое судно взял, то уж будь добр - содержи его и выезжай по выходным на парадные мероприятия в любую погоду.  Вся эта затея живет ровно столько, сколько ею занимается император. И до сих пор у нас водные такси никак прижиться не могут.

А еще есть мелочная регламентация жизни. Такая, что современным законодателям и в розовых снах не снилась. А еще дороговизна продуктов. Наш город был категорически неприспособлен для жизни. Тут нужно было выживать. И как же это делали? Первой и самой распространенной стратегией было бегство. Еще можно было «за толику малую» договориться с контролирующими органами. Классический пример - «красная линия». Наш «регулярный» город должен был строиться по плану. И план тот предусматривал регулярную застройку фасадом к улице, что с русской городской традицией никак не согласовывалось. Дома должны были стоять «в линию». На планах петровского времени так и есть: все дома в одну линию, улицы широкие и прямые. А вот археологические раскопки показывают, что соблюдение «красной линии» было далеко не всеобщим правилом. Видимо, находили способы договориться и строить как привыкли. Так же было и с въездом-выездом в город. Конечно, без пропуска нельзя, но за небольшую денежку -  можно. Так в раннем Петербурге появились крестьяне, правдами и неправдами проникавшие в новую столицу вопреки желаниям власти и становившиеся одной из важных производительных сил молодого города.

В годы петровских реформ в России появляется невиданное - бессословное судебное производство. И вот жители Санкт-Питербурха активно пользуются новыми возможностями. Обиженные жены подают на обидчиков-мужей, обиженные дворовые - на хозяев и даже иногда выигрывают, несмотря на старую традицию - «кто важнее тот и прав». Количество судебных тяжб показывает: судебные процессы с целью получения компенсаций стали одной из стратегий жителей.

К чему же это все привело? Город, каким мы его привыкли видеть, сложился отнюдь не только по воле власти, олицетворяет которую фигура основателя. Нет! Петербург стал своеобразным плодом компромисса требований власти и попыток общества приземлить эти требования, сместить акценты, выполнить формально или саботировать, если выполнение невозможно. Именно из этой сложной ткани социальных интересов, из желания горожан «жить по-человечески» и вырос Петербург как столица империи. Конечно, город Петра носит отпечаток воли своего основателя, однако он стал совсем не тем, что мыслилось императору. Создали его в реальности простые жители, организуя пространство вокруг себя в свое, в собственной логике.

P.S. При написании статьи использовалась научная работа Кошелевой О.Е. «Повседневность Петербурга Петровского времени».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии