Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Россияне стали модниками

 Фото: Сергей Артемьев/OK-inform Фото: Сергей Артемьев/OK-inform Более четверти россиян утверждают, что для них важно следовать моде. При этом значительная часть граждан РФ полагают, что модно - это в первую очередь дорого и качественно. Таковы результаты опроса «Левада-центра»

По мнению экспертов, в последние годы жители России действительно стали одеваться гораздо лучше, а экономический кризис и падение курса рубля вряд ли повлияют на их предпочтения.

По мнению экспертов, в последние годы жители России действительно стали одеваться гораздо лучше, а экономический кризис и падение курса рубля вряд ли повлияют на их предпочтения.

Опрос об отношении россиян к моде «Левада-центр» провел в конце ноября в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Результаты исследования социологи сравнили с итогами аналогичных опросов прошлых лет.

На вопрос: «В какой мере для вас важно следовать моде, считаться модным человеком?» - всего 4% респондентов ответили, что очень важно. Еще 25% выбрали ответ «довольно важно». Остальные заявили, что для них это не очень важно, совсем не важно  или затруднились ответить. Интересно, что за полтора десятилетия мнения граждан России по этому поводу почти не изменились: в 1997 году 6% утверждали, что для них очень важно следовать моде, а 23% - довольно важно.

Гораздо серьезнее изменилась точка зрения россиян на то, что такое «модно одеваться». Сейчас почти каждый четвертый считает, что это значит покупать дорогую и качественную одежду. 17% ориентируются на то, что носят окружающие их люди, варианты «носить вещи известных фирм» и «носить самые последние модели» выбрали по 12% участников опроса. Каждый десятый полагает, что модно означает «ярко, броско, привлекая внимание». Еще 8% сочли, что это значит носить вещи, которых ни у кого нет. 17 лет назад жители РФ были куда большими конформистами: тогда под окружающих подстраивались 22% респондентов. Дорогую и качественную одежду модной считали только 13% россиян, вещи известных фирм и последние модели - по 7%, броскую и яркую одежду - каждый двадцатый, а вариант «вещи, которых ни у кого нет» выбрали также 8%.

Основным источником информации о моде и ее эталоном для 14% нынешних граждан РФ являются модные журналы, 13% черпают фэшн-информацию из телешоу и телевизионных показов мод, 11% следят за тем, как одеваются знаменитости, а 8% ориентируются на своих знакомых. В 1997 году на тот же вопрос отвечали несколько иначе: шестая часть респондентов получала сведения о моде из журналов, 11% старались одеваться, как кто-то из их окружения, 8% ориентировались на телепередачи о моде и лишь 6% пытались выглядеть, как звезды эстрады или кино.

Основным источником информации о моде для 14% граждан РФ являются модные журналы, 13% черпают информацию из телешоу и телевизионных показов мод, 11% следят за тем, как одеваются знаменитости, а 8% ориентируются на своих знакомых.

Дизайнер Елена Бадмаева считает, что, по сравнению с 1990-ми годами, россияне действительно стали одеваться лучше. По крайней мере - это касается москвичей, петербуржцев и тех граждан РФ, которые выезжают за границу. «Мне кажется, они стали выглядеть гораздо более контекстно по отношению ко всему остальному миру, менее заметно отклонение во вкусе. То есть, положительная динамика заметна», - отметила модельер.

Президент ООО «Дефиле на Неве» Ирина Ашкинадзе согласна, что почти треть россиян сейчас старается одеваться модно. Этому способствует то, что в последние годы модная одежда стала гораздо доступнее. «Очень большие тиражи масс-маркета. Это бренды Oggi, Zara. В больших торговых комплексах - таких, как «Галерея», - всегда есть модные магазины с очень невысокими ценами. Буквально за 5 тысяч рублей можно одеться: обувь за 1,5 тысячи, платье за 2 тысячи и какие-то аксессуары. Сейчас смотрят не на лейбл, не на бирку, а на цвет и фасон», - подчеркнула эксперт.

При этом Ашкинадзе считает, что основной объем информации о модных тенденциях жители РФ получают из интернета и телевизионных программ. «“Модный приговор” смотрит 50% женщин», - утверждает она.

Между тем представитель издательского дома Hearst Shkulev media и журнала ELLE в Петербурге Надежда Кожевникова полагает, что мода влияет на куда большее количество людей, нежели 29% участников исследования, признавшихся, что стараются следовать ей. «Часто люди, которые в таких опросах отрицают влияние моды на свою жизнь, просто расходятся с теми, кто задает вопросы, в терминологии. Мода интегрирована в жизнь любого человека, вне зависимости от уровня его доходов, - убеждена она. - Не все люди являются посетителями бутиков и тратят часть заработка на модные коллекции, но каждый человек оформляет свою жизнь, свою внешность в соответствии с веяниями современности. Мы видим, что толпа на улице выглядит иначе, чем три или десять лет назад. Это является доказательством того, что люди следуют моде».

По мнению Кожевниковой, граждане России одеваются несколько иначе, нежели западноевропейцы или американцы, но это вполне естественно, ибо в любой стране есть свои стилистические особенности. «Это связано и с традицией, и с культурой, и с климатическими условиями. Японцы, например, - а это очень модная нация - одеваются иначе, чем парижане. Мне кажется, наши люди вполне соответствуют современным тенденциям», - подчеркнула журналист.

Граждане России одеваются несколько иначе, нежели западноевропейцы или американцы, но это еестественно, ибо в любой стране есть свои стилистические особенности. Это связано и с традицией, и с культурой, и с климатом.

Надвигающийся экономический кризис, торговая война с Западом и падение курса рубля, по мнению экспертов, вряд ли сильно скажутся на отношении граждан России к своему внешнему виду. По данным Бадмаевой, большая часть одежды, продающейся в РФ, - это российские бренды. А Ашкенадзе считает, что россияне до последнего не будут экономить на одежде. «Русский человек априори любит праздники и любит одеваться ярко», - уверена она. «Вы необязательно должны тратить какое-то огромное количество денег, чтобы быть модным. Модный человек - это не тот, кто тратит огромное количество денег на известные бренды, а тот, кто сочетает, например, дорогие аксессуары или одежду от высоких брендов с какими-то вневременными вещами, винтажными предметами одежды. И это соединение должно служить главной цели - подчеркивать ваш собственный стиль, ваши индивидуальные черты», - пояснила Кожевникова.

Тем временем писатель Илья Стогов убежден, что мода - крайне субъективное понятие. «Я в 1989 году первый раз в жизни поехал в Западную Германию, - рассказал он. - До этого был фарцовщиком. И тогда для меня это было религией - модно одеваться. Человек, у которого не было кроссовок Reebok, не мог для меня считаться представителем человеческой расы. Я приехал, а там - как в фильме “Стиляги”, когда чувак приезжает из Америки и говорит: “А там стиляг нет”. Я вышел из самолета и увидел, что люди-то одеты хреновее, чем у нас. То, что для вас что-то модно, совсем не означает, что это модно для вашего соседа. Хороший спортивный костюм с красными мокасинами - это тоже модно, просто в определенной социальной страте. Все эти красные пиджаки, которые носили в 90-е, шились даже не в Турции, а в ближайшем Подмосковье. И те, кто их носил, выглядели модно, как они считали».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юлия, менеджер сетевого бизнеса, 34 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии