Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Почему нельзя вводить экологический налог на транспорт

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Эксперты говорят о том, что в 2015 году рынок новых автомобилей продолжит сжиматься. Точных цифр, конечно, никто не называет, да и взять их неоткуда. Уже понятно, что даже текущее снижение курса рубля существенно удорожает практически все автомобили на рынке, кроме разве что продукции «АвтоВАЗа», где львиная доля стоимости машины формируется в рублях

Дальнейшее зависит от того, как будет колебаться курс рубля и цена барреля нефти. Наша экономика сильно импортозависима, и вместе с удешевлением национальной валюты будут дорожать продукты, бензин, коммунальные услуги и жизнь в целом. Все меньше средств у населения останется на покупку автомобилей.

Наша экономика сильно импортозависима, и вместе с удешевлением национальной валюты будут дорожать продукты, бензин, коммунальные услуги и жизнь в целом.

Вопрос: что делать в этой ситуации? Кажется, что весь арсенал мер, применяемых для стабилизации спроса, уже исчерпан. Заградительные пошлины? Они уже и так убили рынок подержанного импорта. Из-за границы теперь возят штучные экземпляры, и только те, кому они действительно нужны. Дизельные универсалы из Европы, большие пикапы из США, праворульные гибриды и спорткары из Японии... Все то, что дилеры не возят сюда в силу низкого спроса.

На днях Федеральная таможенная служба выпустила пресс-релиз: импорт всех автомобилей  (старых и новых) в течение января - октября упал на 20% к десяти месяцам прошлого года. Что лишний раз подтверждает, что поднимать пошлины в нарушение договора с ВТО смысла нет. Массовый спрос на импортную технику и так падает, и упадет дополнительно.

Программа утилизации? Вроде бы она помогла, но слишком долгое стимулирование скидками - это как антибиотики. Много их давать нельзя, организм привыкает. Точно так же потребители привыкают к дискаунтам, и потом объяснить им, что скидки вечными не бывают, будет достаточно сложно.

Что же остается? Правительство вспомнило «старую песню о главном»: экологический налог.  Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу разработать проект нового закона, который заменит текущий транспортный налог, зависящий от количества лошадиных сил. Что придет на смену? Очевидно, будет некая базовая ставка для машин, отвечающих нормам Евро-5, и повышающие коэффициенты для всех остальных.

Высокими ли будут коэффициенты? Думаю, что очень высокими. Судите сами: сейчас налоговики имеют с каждого зарегистрированного в Петербурге автомобиля мощностью свыше 250 л. с. больше 40 тысяч рублей в год. Налог может составлять и 50, и даже 80 тысяч. Захотят ли они отказываться от таких поступлений? Вряд ли.

Сейчас налоговики имеют с каждого зарегистрированного в Петербурге автомобиля мощностью свыше 250 л. с. больше 40 тысяч рублей в год. Налог может составлять и 50, и даже 80 тысяч.

Судя по всему, чем старше норма «Евро», тем больше придется платить по новому закону. Машина отвечает Евро-5? Плати 5 тысяч рублей. Евро-4? 10 тысяч. И так далее. Выйдет, что покупатель нового Range Rover наконец-то сможет без лишних сомнений предпочесть не скромную дизельную модификацию, а топовую, с мотором V8 мощностью 510 л. с.

Ну, а владелец какого-нибудь Volkswagen Passat B3 1989 года, получив чек на 60 тысяч рублей, сдаст его в утиль и встанет в очередь за новенькой Lada Granta, потому как годовой налог составляет половину, если не всю рыночную стоимость его машины. Да, Granta отечественная. Но ведь новая! Что ж тут плохого?

А то, что многие люди не могут позволить себе кредит на новую Lada Granta. Потому что в провинции есть зарплаты 15-20 тысяч рублей, при которых люди хотят иметь семью, детей, а еще - автомобиль, чтобы возить этих самых детей в школу и на дачу. И они готовы тратиться на ремонт «старичка» и готовы идти на риск, ездя без подушек безопасности. Зато не готовы выкладывать ползарплаты на банковские проценты, на КАСКО и прочие радости, сопутствующие покупке нового автомобиля.

А есть еще Дальний Восток, который за годы жизни с заградительными пошлинами все-таки не успели пересесть на новые «Лады», и люди там до сих пор массово владеют 15-20-летними праворульными японцами. Что бы ни говорили в министерствах про «автохлам», старые японские и немецкие машины дадут фору по комфорту и надежности современным «бюджетникам», как отечественным, так и, скажем, китайским или корейским. Но иногда стоит вопрос не рыночного выбора и комфорта, а выживания. Что прикажете делать тем, у кого не хватает денег ни на что, кроме сильно подержанных «Жигулей»?

Но проекта нового, очень странного налога чиновникам показалось мало. Глава Минтранса Максим Соколов заявил, что вскоре появятся ограничение на въезд старого транспорта в некоторые населенные пункты. И здесь нужно вспомнить про еще один сегмент российских автолюбителей.

Но проекта нового, странного налога показалось мало. Глава Минтранса Максим Соколов заявил, что вскоре появятся ограничение на въезд старого транспорта в некоторые населенные пункты.

Я говорю сейчас про любителей ретроавтомобилей. В обществе и в головах московских чиновников, судя по всему, существует некий стереотип о владельцах ретрокаров как о баснословно богатых людях. Будто бы покупают их только долларовые миллионеры, чтобы по воскресеньям совершать размеренные «променады на колесах» от поместья до гольф-клуба.

Но это лишь вершина айсберга. Большинство хозяев ретроавтомобилей - это фанаты техники, которые годами сидят в гаражах, ищут запчасти по всему миру и кладут жизнь на то, чтобы восстановить несколько уникальных машин. И вы будете удивлены, но многие из них живут вовсе не в деревнях, а в мегаполисах. И занимаются своим хобби по выходным. И это искусство - безо всяких оговорок.

Новый закон сделает всю их деятельность незаконной. Видимо, машины перестанут регистрировать, будут платить взятки... Но все больше людей предпочтут сдать уникальные авто на свалку, чем возиться с ними, да еще и платить налог.

Каков же выход? Для начала необходимо наконец создать особые условия регистрации для машин старше 30 лет, представляющих собой культурную ценность. В соседней Финляндии, например, они получают особые номера черного цвета и право ездить только 30 дней в год, что контролируется с помощью обычного бумажного бортового журнала, который полицейские спрашивают при остановке.

Ну, а налог нужно начислять аккуратно, по сложной формуле. Должна иметь значение и рыночная стоимость машины, и возраст, и мощность, и экологический класс. И хочется надеяться, что проект, разработанный Минпромторгом по заданию Медведева, будет реализуемым.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей и Мария, гендиректор и многодетная мама, 30 и 39 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии