Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Швейцария: от банков и часов - до сыра и весов

 Travis Crawford Travis Crawford Многие россияне воспринимают Швейцарию как страну банков, часов и сыров. Это неудивительно: Цюрих является третьим мировым финансовым рынком, уступая первенство Лондону и Нью-Йорку. Редко когда у представительного человека встретишь часы не швейцарского производства. А швейцарские сыры могут по своей изысканности потягаться разве что с французскими. В Швейцарии отличные горнолыжные курорты, на которых любители и профессионалы не прочь покататься снежной и приятной зимой. Еще бы: две трети территории страны занимают Альпы. А с недавних пор эта страна стала привлекать туристов и летними программами. По данным Всемирной туристской организации, в прошлом году швейцарские курорты посетили около 9 млн иностранных туристов. Но многое об этой стране мы совсем не знаем. Про неизвестную Гельвецию OK-Inform рассказал генеральный консул Швейцарии в Санкт-Петербурге Мишель Файетта

 - Господин генеральный консул, насколько глубоки экономические отношения между нашими государствами?

- Для нашей страны важны все формы сотрудничества с Россией. Но с грустью должен признать, что экономические связи у нас не такие уж интенсивные, как хотелось бы. В Россию мы продаем различное оборудование, часы и медикаменты на общую сумму 2,5 млрд евро ежегодно. Из России импортируются продукты на 0,8 млрд евро в год. В основном это, конечно, энергоресурсы. К нам поступает российские нефть и газ, но не напрямую, а транзитом через Нидерланды (нефть) или Германию (газ). В следующем году импорт в Швейцарию несколько изменится.

В Россию мы продаем различное оборудование, часы и медикаменты на общую сумму 2,5 млрд евро ежегодно. Из России импортируются продукты на 0,8 млрд евро в год Предполагается, что к нам будут ввозить еще и золото, которого в России много. Мы будем получать российское сырье и его облагораживать. У нас есть четыре специализированные компании, которые этим занимаются. Хочу подчеркнуть, что речь идет о золотых слитках как о конечном продукте, а не о ювелирных украшениях: в этом преуспели наши коллеги из Индии, Сингапура и других азиатских и азиатско-тихоокеанских стран. Вообще, Швейцария облагораживает до 70% всего золота мира. Правда, это направление не очень известно.

- По официальным данным, доля промышленности в ВВП Швейцарии - свыше 27%. Какие сейчас развиваются швейцарские проекты в России в области реального сектора?

- Швейцария занимает 12-е место среди инвесторов в Россию. Одно из наиболее известных наших предприятий - это фармацевтическая компания «Новартис», которая строит сейчас завод в Петербурге в Особой экономической зоне. Компании Nestle, ABB, Swiss Airlines, некоторые швейцарские банки и фармкомпания Roche также работают в России. «Аэроэкспресс», который доставляет пассажиров из аэропортов Москвы в центр российской столицы, - поезд производства нашей компании Stadler. Разумеется, Швейцария известна на весь мир своими часами. Не скрою, сегодня делать часы могут все, в том числе и китайцы. Но только швейцарские часы являются частью высокого часового искусства, т.к.  представляют собой часовые механизмы большой сложности и высокой точности.

- Давайте подробнее остановимся на часах. По нашим сведениям, в 2012 году Швейцария экспортировала 29,2 млн часов, а это на 2,2% меньше, чем годом ранее. То есть все же часовая промышленность чувствует себя не так уверенно, как хотелось бы. Как вы думаете, может ли выпуск Apple iWatch (часы от компании Apple - прим. ред.), например, стать проблемой для швейцарских часовщиков?

- В 2013 году Швейцария заработала на экспорте часов класса «люкс» 21,8 млрд франков, то есть более 24 млрд долларов, что является рекордным показателем в этой отрасли. Наша промышленность в основном ориентирована на экспорт, и часы являются тому хорошим примером.  Население Швейцарии составляет 8 млн человек, и те 29 млн часов, которые мы производим, намного превышают наши собственные потребности, поэтому мы вынуждены их экспортировать по всему миру.

Я не думаю, что Apple iWatch может конкурировать с большинством наших компаний, производящих часы высокого класса, которые стоят 10-20 тысяч евро. Конечно, это интересный продукт, который пользуется спросом у покупателей в качестве многофункционального дополнения к обычным часам, но он никогда не сможет заменить дорогие часы высокого качества, которые собираются вручную, продукт часовых фирм Швейцарии с мировым именем. Мобильный телефон, с которого можно делать снимки, тоже никогда не заменит широкоформатную фотокамеру. Я не могу предвидеть будущее, но не думаю, что ситуация с часами кардинально изменится.

- Как чувствует себя малый бизнес в Швейцарии?

- Вы знаете, недавно я был в магазине Stockmann и удивился, увидев там обилие электронных весов производства швейцарской компании Mettler. Они делают качественные продукты, которые снискали себе репутацию. Стоит отметить, что эта небольшая компания по производству весов является лидером в своей области. Она производит только измерительные приборы и занимает свою нишу в Швейцарии и за рубежом. И это типичный представитель нашего бизнеса, потому что швейцарская экономика состоит примерно на 95% из малых и средних предприятий. И это большое преимущество для нашей страны, ведь если с такой компанией что-то случается, на улице оказываются не тысячи людей, а максимум несколько сотен. Значит, им будет легче найти работу в другой фирме со схожей деятельностью. А вот если, например, закрыть французскую автокомпанию Peugeot, без работы останутся несколько тысяч человек.

Более того, особенность нашей страны в том, что у нас всем занимается бизнес, а не правительство. То есть все переговоры о различных совместных международных проектах наши компании ведут самостоятельно, без помощи государства. Задача же власти состоит в том, чтобы создать приемлемые условия для ведения бизнеса. В Швейцарии работает российско-швейцарская торговая палата. Но если и проводятся какие-то совместные мероприятия или проекты, то это большей частью происходит в Москве, а не в Петербурге.

- В Швейцарии, как известно, самые надежные и молчаливые банки в мире. Поэтому многие государства подозревают Гельвецию в том, что она помогает иностранцам уходить от налогов. Какие стандарты ведения банковского дела швейцарские финансовые структуры внедряют в России в целом и в Петербурге - в частности?

- Насколько мне известно, в России не очень много швейцарских банков. Это Credit Swiss, UBS и некоторые другие. Как правило, они работают с юридическими лицами, а не  с физическими. Они специализируются на бизнес-инвестициях, коммерческих трансакциях, управлении долями и активами.

Вы знаете, что сейчас банковский сектор Швейцарии преобразуется. Так называемая банковская тайна начинается потихоньку приоткрываться. В мае 2014 года мы получили мандат на беспрепятственный обмен информацией. Это значит, что национальный налоговый орган может передавать часть сведений об американских клиентах службе внутренних доходов США. При этом их имена и баланс счетов не разглашаются. С 2015 года нововведение, скорее всего, вступит в силу. Таковы требования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Но я не думаю, что это сильно повредит нашему банковскому сектору. Швейцарские банкиры сталкиваются с другими проблемами, они обязаны предоставить высококачественное обслуживание для своих клиентов, даже если банковская тайна постепенно теряет свою привлекательность и значение. Конечно, те финансисты, кто делает ставку только лишь на банковскую тайну, несомненно, понесут убытки. Такая стратегия уже нежизнеспособна.

- Как влияют на Швейцарию тенденции экономического развития Евросоюза? Видят ли швейцарцы какие-то кризисные явления, или экономика вашей страны настолько развита, что примет любые вызовы времени?

- Очевидно, что если в ЕС все хорошо, так же будет и в Швейцарии, ведь все мы взаимосвязаны. Не можем мы жить без оглядки и на наших прямых соседей, например, на Германию: если там наблюдается спад, мы тоже это почувствуем. Ежедневный товарооборот между Швейцарией и странами Евросоюза достигает 1 млрд швейцарских франков (около 800 млн евро). Это намного больше товарооборота между Россией и ЕС. Очевидно, что если в ЕС все хорошо, так же будет и в Швейцарии, ведь все мы взаимосвязаны. Не можем мы жить без оглядки и на наших прямых соседей, например, на Германию Мы находимся в самом центре Европы, и покупки и продажи происходят у нас постоянно. Создавая продукты с высокой добавленной стоимостью, мы неплохо зарабатываем. Например, покупая в России тонну стали, а продавая тонну часов. Сегодня экономика нашей страны работает на полных оборотах, потому что мы очень много экспортируем, не только в Россию, но и в Китай, Индию, Японию, африканские и азиатские страны. То есть если мы чуть меньше продадим товаров во Францию, мы может чуть больше продать в США.

Но у нас есть проблемы с низким евро. В этом отношении мы соревнуемся с Германией. Мы производим примерно одинаковые машины и медикаменты, но немцы из-за своего евро могут продавать эти товары по более низким ценам. Поэтому национальный банк Швейцарии установил фиксированные курс, по которому соотношение евро к швейцарскому франку будет не менее 1,2. То есть сейчас один евро в Швейцарии стоит 1,21 франка. Ранее курс мог колебаться.

- Несмотря на то что швейцарские продукты питания известны сегодня во всем мире, сельское хозяйство занимает менее 1% от ВВП страны. Какие новые технологии вы используете сегодня в этой отрасли?

- Сельское хозяйство по-прежнему является немаловажной составляющей экономики Швейцарии, поскольку оно позволяет обеспечивать население свежими овощами и другими продуктами питания, которые в противном случае мы были бы вынуждены экспортировать из-за рубежа. Помимо этого, необходимо использовать землю для поддержания ее в хорошей форме. Но по сравнению с промышленностью доля продуктов с/х в ВВП несколько ограничена.  

Мы ввели высокую степень механизации, сократив тем самым количество фермерских хозяйств. Все большую популярность у населения приобретают биологически чистые продукты, которые представляют собой более здоровую, вкусную и более полезную пищу для желудка, чем традиционные. Но есть много продуктов питания, которые нам приходится импортировать, т. к. ввиду особенностей климата или других причин их у нас не выращивают.

- Как повлияли на наши отношения санкции?

- Напомню, что со стороны России не введено санкций в отношении ограничения импорта продуктов питания из Швейцарии. Как нейтральная страна Швейцария должна придерживаться определенной позиции, но правительство нашей страны решило принять предупредительные меры во избежание обхода международных санкций через территорию Швейцарии.

В любом случае - Швейцария не хочет быть как-либо использована для обхода санкций и ограничений, введенных со стороны ЕС, США и России.  Это очень трудно, но только так можно сохранить относительное равновесие.

Можно только надеяться, что в 2015 году эта непростая ситуация разрешится положительно для всех участников.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, студентка, 18 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии