Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

«…Если законы меняют по два раза в год…»

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В России четыре года назад был запущен механизм оценки регулирующего воздействия, и теперь можно подвести некоторые итоги процесса

Смелую попытку поговорить о законотворчестве предприняли организаторы региональной конференции «Умное регулирование. Роль бизнеса и власти». Ленинградская область входит в лидеры рейтингов по ряду показателей деятельности, поэтому важно распространять положительный опыт и в другие регионы В обсуждении участвовали вице-губернатор Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов, заместитель полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Северо-Западном федеральном округе Евгений Лебедев, эксперты Высшей школы экономики и представители бизнеса. Разговор шел в том числе и о снижение административных барьеров в строительстве, внедрение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и муниципального инвестиционного стандарта.

Заметим, что внедрение института ОРВ в правотворческую практику произошло в середине 2010 года. Весной 2014 года комитет экономического развития и инвестдеятельности Ленобласти подписал соглашение с региональным отделением общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» о взаимодействии при проведении процедур ОРВ. К участию в процессе также привлекли региональное отделение «Деловой России», объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области», отделение Торгово-промышленной палаты РФ и представительство Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге.

А 5 декабря было подписано соглашение с Торгово-промышленной палатой РФ, которую представлял ее президент Сергей Катырин. Последний отметил, что Ленинградская область входит в лидеры рейтингов по ряду показателей деятельности, поэтому важно распространять положительный опыт и в другие регионы. Но разговор, который затем состоялся между чиновниками и бизнесом, а его в основном представляли строители, был острым.

Бизнесу не хватает гарантий….

… - таков был рефрен большинства выступлений. Когда создавалась система ОРВ, планировалось, что она позволит выявить в проектах нормативных актов положения, реализация которых породит необоснованные барьеры для предпринимательской деятельности.

Дмитрий Ялов рассказал, что благодаря ОРВ удалось принять более лояльный законопроект по дополнительному налогообложению торгового сервисного бизнеса.

Дмитрий Ялов рассказал, что благодаря ОРВ удалось принять более лояльный законопроект по дополнительному налогообложению торгового сервисного бизнеса

«Изначально в проекте фигурировали положения, которые могли привести к разрушению многих видов сервисного бизнеса, а также к серьезному бюджетному дефициту, - отметил Ялов. - Это было принципиально изменено благодаря воздействию ассоциаций бизнеса. В результате принятый законопроект действительно обеспечивает справедливое налогообложение торговых площадей, и, более того, никоим образом не затрагивает малый бизнес, который итак оказался в сложной ситуации из-за девальвации и снижения потребительского спроса».

Тем не менее даже чиновники сетуют на отсутствие качественного публичного обсуждения многих инициатив, что, по их мнению, приводит к негативным последствиям.

«Мы это видим и по количеству изменений, которое вносится в законы и нормативные акты. Но согласитесь, когда законы меняются по два раза в год, это говорит о качестве подготовки нормативного акта, - заметил Дмитрий Ялов. - Думаю, что эффективна только та проработка, когда есть обратная связь, когда компании, работающие в данной сфере, могут дать аргументированную и грамотную оценку. Мы стараемся уходить от ОРВ тех нормативных актов, которые этого не требуют, и углубляем ОРВ по тем актам, которые влияют на бизнес».

Говоря о достижениях и планах, Дмитрий Ялов подтвердил, что администрация области готова и дальше открыто работать с предпринимателями и инвесторами. «При работе с инвесторами мы выбрали в качестве приоритетных на следующий год такие показатели, как присоединение к электросетям за 80 дней и получение разрешительных документов на строительство - за 140 дней».

По мнению Сергея Зимина, следует постоянно расширять круг специалистов, вовлеченных в обсуждение законопроектов, поскольку от этого зависит их качество.

Следует постоянно расширять круг специалистов, вовлеченных в обсуждение законопроектов, поскольку от этого зависит их качество

«Чем больше представителей бизнеса или различного рода организаций, которых мы стараемся привлечь к ОРВ, тем меньше далекой от жизни науки, - говорит он. - Ощущение того, что власть идет за бизнесом, неплохое. СРО получили право внесения протестов по нормативным актам, но они этим не пользуются после неудачных попыток. Надо двигаться навстречу друг другу. До тех пор пока наука не вооружит власть 100%-но эффективными методиками, и пока мы не получим от бизнеса достоверную информацию о его деятельности, чтобы иметь возможность эти методики применять, все наши оценки будут противоречить друг другу».

Представители бизнес-ассоциаций считают, что могут дать власти полноценную информацию о параметрах предпринимательской деятельности.

«Вопрос в том, как информацию доносить, - замечает Мария Чернобровкина, исполнительный директор Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге. - Она должна быть четко структурирована. Мы собираем всю информацию, включая то, как закон повлияет на экономику, что даст городу и бизнесу и фактически готовим поправки. В ОРВ основная проблема - целеполагание. Нормативные акты по увеличению налогов всем понятны, и на них сразу все обращают внимание. А есть нормативные акты, которые выпускает, например, Минприроды. Они не направлены непосредственно на бизнес, но оказывают серьезное воздействие на себестоимость продукции. Как и 272-е постановление комитета по транспорту о запрете проезда грузовиков по центру города».

Строители ропщут

Степень зарегулированности в строительной сфере уже стала очевидной не только бизнесу, но и власти всех уровней. Равно как и то, что предпринимаемые попытки изменить ситуацию пока не дали никаких результатов. Поэтому так силен накал страстей в строительной среде. Понять их можно, ведь в Северной столице для получения разрешительной документации на ведение работ требуется в среднем 318 дней! А ведь в некоторых регионах эти сроки в 7 раз меньше!

Есть и другие претензии. По словам Игоря Водопьянова, директора УК «Теорема», 820-е постановление, принятое в Петербурге, противоречит ПЗЗ.

«На федеральном уровне потоком принимают законы очень низкого качества. В прошлом году Госдума приняла 340 законов, - по одному в день»

«Если ты разработал проект в соответствии с генпланом и ПЗЗ, то он уже не соответствует этому постановлению, - недоумевает он. - А если я начал в него вносить изменения, то с нового года вступают в действие региональные нормы градостроительного проектирования, которым опять не соответствует мой проект планировки. Поэтому я все время не успеваю за изменениями нашего законодательства. Поймать момент, когда у меня все соответствует текущему законодательству, невозможно».

А еще строителям необходимы согласования от комитета по энергетике, комитета по транспорту и т.д. Эти согласования имеют срок «годности», некоторые - 6 месяцев. Если не заниматься всеми параллельно, то можно оказаться в ситуации, когда действие одного из документов закончится и придется оформлять его заново. И так - бесконечно. Скепсис строителей имеет основания.

«Законодательство невозможно изменить в лучшую сторону, - считает Игорь Водопьянов. - На федеральном уровне потоком принимают законы очень низкого качества. В прошлом году Госдума приняла 340 законов, - по одному в день. Как это изменить, я не знаю. Может стоить отменить, все, что напринимали до 2000 или до 2005 года. В результате такого потока законодательного брака все решается в ручном режиме. Если ты хочешь построить в Петербурге что-то за очень большие деньги, тебя будут носить на руках, а если за 500 000 долларов, то запаришься бегать и согласовывать. Есть у нас в городе такой романтик - Алексей Белоусов, который несколько лет бьется с этими административными барьерами, но ничего не меняется. Я работаю в комиссии при стройкомитете, где все время идет речь о снижении барьеров. Минстрой прислал исчерпывающий список тех документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Там вроде бы немного документов, но один из них - под номером 28 - проект планировки. В Петербурге за одной этой цифрой «28», еще 228 пунктов для того, чтобы утвердить проект планировки. Я интересовался, как обстоит дело в других регионах? Специалисты из Минстроя в кулуарах ответили, что градостроительное законодательство в Питере и Воронеже отличается так же, как в Питере и Зимбабве. Возникает вопрос, а как же при таких разногласиях можно внедрить перечень Минстроя по всей России? Думаю, что ОРВ и нечто подобное никак не решат проблем».

Пощупали слона

В остроумной манере петербургскому строителю ответил Максим Кисельников, первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.

«Нам важно, чтобы бизнес не просто критиковал власть, а давал конкретные предложения»

«С таким подходом мы слона не продадим, - вспомнил чиновник фразу из анекдота. - Предлагаю с 500 000 долларов строить в Ленинградской области. Тем более, что от ручного режима мы хотим уйти. Ведь так можно вести максимум 5-7 проектов, но когда речь идет о сотнях проектов, их невозможно реализовать в ручном режиме».

Говоря о том, что в Ленобласти строить проще, председатель комитета СПП по торгово-таможенной политике, ВТО и внешне-экономической деятельности Владимир Шамахов отметил, что благодаря проведенной властью работе сроки получения разрешения на строительство с 300 дней снизились до 140.

«Можно верить или не верить в те процессы, которые запускает АСИ, - подытожил разговор Максим Кисельников. - Но, правда в том, что те регионы, в которых три года назад начались процессы по ОРВ и инновационным стандартам, сегодня являются лидерами рейтинга. Деятельность рабочих групп нацелена на то, чтобы выявить негатив сначала на региональном уровне, а затем и на федеральном. Нам важно, чтобы бизнес не просто критиковал власть, а давал конкретные предложения».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии