Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Беслан по-пакистански

 Фото: Trend/ Xinhua Фото: Trend/ Xinhua В Пакистане, одной из самых неспокойных стран мира, произошел чудовищный теракт - захват школы боевиками организации «Техрик-и-Талибан Пакистан», в ходе которого погибли более сотни детей. Несмотря на то что в последние годы в стране, напоминающей кипящий котел, повидали всякое, это событие вызвало там самую жесткую реакцию - премьер-министр Пакистана Наваз Шариф объявил о снятии моратория на смертную казнь. Этот шаг открывает прямую дорогу к началу борьбы Исламабада с радикальными группировками, которыми буквально кишит Пакистан. Однако решатся ли на это официальные власти страны - большой вопрос

Бойня в школе города Пешавар, находящейся под управлением Минобороны Пакистана, началась утром и растянулась на несколько часов, повергнув в шок не только страну, но и весь мир. Операция по освобождению детей и учителей, взятых в заложники боевиками группировки «Техрик-и-Талибан Пакистан», завершилась лишь к вечеру, когда военным удалось уничтожить всех боевиков, напавших на школу (их оказалось всего шестеро).

Воспользовавшись «эффектом неожиданности», переодетые в армейскую форму террористы, вооруженные автоматами, гранатами и «поясами смертников», подъехали к учебному заведению на мотоциклах и ворвались внутрь, перебив охрану. Прибывшие на место спецподразделения армии и полиции быстро оцепили школу и вступили в перестрелку с боевиками, которые успели занять круговую оборону. Воспользовавшись «эффектом неожиданности», переодетые в армейскую форму террористы, вооруженные автоматами, гранатами и «поясами смертников», подъехали к учебному заведению на мотоциклах и ворвались внутрь В ходе штурма в школе прогремели два мощных взрыва - террористы привели в действие взрывные устройства, что резко увеличило число жертв, официальное количество которых сегодня равняется 141-му. Еще около сотни человек ранены.

Ответственность за теракт взяло на себя движение «Техрик-и-талибан Пакистан». Представитель исламистов Мухаммад Хорасани заявил местным СМИ, что теракт - это месть за операцию против «Талибана», которую пакистанская армия проводит с июня нынешнего года в провинции Северный Вазиристан. Неслучайно большинство погибших учеников школы оказались детьми военнослужащих. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф назвал случившееся «национальной трагедией, виновниками которой стали варвары».

Каким же образом власти Пакистана допустили подобное? Этот вопрос стоит отдельного разговора.

Сейчас об этом странно вспоминать, но несколько лет назад я был в Пешаваре. Этот город, мягко говоря, не выглядит безопасным. Главным «памятником истории» в его центре служит мрачная старинная тюрьма - в ней почти нет окон, а толщина ее стен местами достигает пяти метров. На окраинах Пешавара легко встретить небольшие магазинчики, торгующие оружием - в их витринах красуются «калашниковы», винтовки М-16 и десятки других образцов оружия (причем все они, как правило, местного производства).

На горных дорогах в провинции Хайбер, центром которой является Пешавар, легко встретить мальчиков 12-14 лет, провожающих в школу своих младших братьев и сестер - у них за плечами болтаются автоматы, и никто даже не обращает на это внимания. Через пару часов после того как мы уехали из Пешавара, в центре этого города громыхнул взрыв, унесший жизни министра внутренних дел Пакистана и пяти его охранников. Узнав об этом, местные только качали головами: «Бывает… У нас тут надо быть аккуратнее». В общем, вы поняли: Пешавар - не самое спокойное в мире место. Однако «слишком» бывает даже для жителей таких мест, и захват школы - как раз из этого ряда.

Откуда здесь взялись талибы? Да вообще-то они здесь повсюду. Через небольшой горный перевал находится та самая провинция Северный Вазиристан, его еще называют «зоной племен». И там отряд вооруженных мужчин с опасными лицами, перемещающийся по дороге в джипах или микроавтобусах, никого не удивляет - это здесь обычное дело.

Другое дело - почему талибы решили напасть на школу, где учились дети военных, именно сейчас? И почему они решили сделать это с такой показной жестокостью? Вот вопросы, на которые предстоит ответить местным спецслужбам. И можно не сомневаться, что именно этим пакистанские силовики сейчас и заняты. Потому что если вовремя не найти ответы на эти вопросы и главное - не найти тех людей, которые таким образом хотели «расшевелить» власти в Исламабаде, то следующий, возможно, еще более жестокий теракт может случиться уже через пару недель. Или через неделю. Или через три дня. Теперь смертные приговоры в Пакистане могут начать приводить в исполнение один за другим. Однако странно было бы предполагать, что отныне правительство Пакистана будет казнить всех исламских радикалов, которые попадутся в руки местным военным 

Эксперты напоминают - мораторий на смертную казнь действовал в Пакистане с 2008 года. И на сегодняшний день, по данным международной организации Amnesty International, к высшей мере наказания в стране приговорены более 8 тысяч человек. Но за весь срок действия моратория в исполнение был приведен лишь один приговор, и то вынесенный военным трибуналом.

Теперь смертные приговоры в Пакистане могут начать приводить в исполнение один за другим. Однако странно было бы предполагать, что отныне правительство Пакистана будет казнить всех исламских радикалов, которые попадутся в руки местным военным. Дело в том, что у местных спецслужб очень сложные, а порой и слишком тесные отношения с различными радикальными группировками.

Это подтверждают и аналитики - например, в докладе научного сотрудника Гарвардского университета Мэтта Уолдмэна, лично встречавшегося со многими членами движения «Талибан», говорится о том, что поддержка «Талибана» довольно долгое время была «частью официальной политики пакистанских спецслужб» и поддерживалась на высоком уровне гражданской администрацией Пакистана.

- Похоже, Пакистан вел «двойную игру» поразительных масштабов, - говорит Уолдмэн. - Есть веские аргументы в пользу того, что спецслужбы поддерживали, а порой - и организовывали повстанческую кампанию в целом. Без изменений в поведении властей Пакистана международным силам и правительству соседнего Афганистана будет трудно - если вообще возможно - добиться успехов в борьбе с этим движением.

- Надо откровенно сказать - сегодня пакистанская армия вынуждена расплачиваться за заигрывание с радикальными элементами. Этим многие годы занимались спецслужбы, использовавшие исламистов для решения своих задач как внутри Пакистана, так и за рубежом - в соседних Индии и Афганистане. Трагедия в Пешаваре ясно показала: чудовище, созданное пакистанскими силовиками, восстало против своих творцов, - считает индийский политический аналитик Маниш Чанд.

Теракт в Пешаваре стал одним из самых кровавых в истории нападений на школы во всем мире. И его недаром сравнивают с захватом школы в российском Беслане в сентябре 2004-го, когда были убиты более 330-ти человек, большинство из которых - также дети. Однако Беслан стал тогда «началом конца» для чеченского террористического подполья - в том числе и потому, что российские власти после этого начали действовать против них куда более четко и безжалостно. Решатся ли нынешние власти Пакистана столь же решительно начать давить террористов на своей территории - вопрос, от ответа на который напрямую зависит будущее этой страны.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии