Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Авторынок: жизнь после «черного вторника»

 Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости На прошлой неделе все, имеющие хоть пару десятков тысяч рублей «лишних» денег, испытали немалый стресс. Курс валют начал практически «вертикальный взлет», и был шанс, что еще несколько дней в таком режиме - и деньги превратятся в пыль. И люди побежали. Взяли отгулы за свой счет и понеслись в магазины бытовой техники, за одеждой, за квартирами, путевками... И автомобилями

Теперь, когда официальный курс евро от Центробанка равен 74 рубля, понятно, что резкого, как минимум, обесценивания сбережений не произойдет. Но в «черный вторник» курс обмена валюты поднимался, в какой-то момент, до отметки «120», и это наводило в буквальном смысле ужас.

Не дожидаясь конца рабочего дня, народ спешил в автосалоны, чтобы приобрести хоть что-нибудь в наличии. Когда мы обзванивали салоны в злополучный вторник, только дилеры Toyota расстраивали нас тем, что машин в наличии нет и не предвидится. Никто не знал, что будет с курсом, поэтому деньги нужно было срочно спасать, вкладывая во что-то материальное. Машина тем и хороша, что она чего-то стоит вне зависимости от того, куда биржевые спекулянты завтра предпочтут вкладывать свои средства У остальных хоть что-то да было. У марок-аутсайдеров, вроде Citroen, в наличии можно было найти любую модель, даже ходовой седан С4.

Тогда всем своим знакомым, которые спрашивали «и что теперь делать?», я советовал, как в дурном боевике: «бегите, пока не поздно». Никто не знал, что будет с курсом, поэтому деньги нужно было срочно спасать, вкладывая во что-то материальное. Машина тем и хороша, что она чего-то стоит вне зависимости от того, куда биржевые спекулянты завтра предпочтут вкладывать свои средства.

«Поздно» стало уже в среду вечером, когда несколько автосалонов, понимая, что они сейчас лишатся всего ликвидного товара, закупленного за валюту, просто приостановили продажи. Началось все с крупного московского холдинга «Авилон», а в четверг практически все последовали его примеру. Продажи не прекратили только редкие «отщепенцы», в том числе ряд дилеров, продающих китайские машины. Этим терять в принципе нечего, поэтому и шанс сбыть товар они не упустили.

Вскоре к дилерам присоединились и импортеры: официально о заморозке поставок объявили LandRover, BMW и Audi. А затем приостановили деятельность и сборочные предприятия, в том числе Peugeot, Citroen, Volkswagen и Renault. Причина везде одна: никто не понимает, по какой цене придется покупать машины и комплектующие для их сборки, и никто не хочет рисковать. В целом, в будущем представители автобизнеса не видят ничего хорошего. Например, «фольксвагеновцы» даже успели объявить о сокращении 600 человек. 

Что делать в этой ситуации покупателю? Для начала скажу, чего нельзя делать. Нельзя брать на себя риск и заказывать сейчас новый автомобиль. Покупать стоит только в том случае, если авто есть в наличии и продается по фиксированной рублевой цене. Если вы делаете заказ и вносите предоплату, то имеете шансы остаться без денег. «Поздно» стало уже в среду вечером, когда несколько автосалонов, понимая, что они сейчас лишатся всего ликвидного товара, закупленного за валюту, просто приостановили продажи

Почему? Потому что ни один дилер не станет гарантировать вам, что через два-три месяца, пока автомобиль «идет» от завода до салона, он не подорожает в связи с изменением курса. То есть на момент заказа авто может стоить 600 000 рублей, а по приходу - уже 800 000 рублей. Или миллион. Не согласны с такой ценой? Извините, предоплата не возвращается.

Менеджеров по продажам понять можно - все они понимают, что через пару месяцев они могут остаться без куска хлеба. Народ разобрал перед новым годом все автомобили, а в 2015-м в салоны придут разве что те немногочисленные счастливцы, кто зарабатывает в евро или долларах, и кого валютный кризис не коснулся. В тяжелые времена каждый выживает как может, поэтому менеджеры берут предоплату, не вдаваясь в тонкости подорожания и возврата этой самой предоплаты.

Если же у вас на руках остались средства, а машин в наличии по старым ценам уже не найти, то покупайте машину с пробегом. Автомобили на вторичном рынке тоже будут дорожать - это закон рынка. Но дорожать они будут несравнимо медленнее, потому как продавцы-частники не занимаются бизнесом, а просто улучшают свое качество жизни, меняя машину на более комфортную и престижную. Или высвобождают средства для покупок. В общем, на «вторичке» еще есть шанс найти авто для спасения средств. Но не стоит торопиться слишком уж рьяно, так как у частников на руках традиционно много проблемных экземпляров, которые сулят в будущем много проблем с ремонтом. А запчасти ведь тоже закупаются за евро и доллары! Потому цены на СТО и в магазинах запчастей неизбежно вырастут.

В общем, подорожает все. Стоимость автокредитов станет выше, чем сейчас стоят потребительские. Как известно, ключевая ставка ЦБ выросла с 10,5% до 17% - под такой процент сам Центробанк кредитует коммерческие банки, поэтому в перспективе стоит ждать увеличения средних ставок на 6-6,5%. Это произойдет не сразу, но чудес на финансовом рынке не бывает. Вырастет и бензин. Да, сейчас его стоимость падает, но только благодаря тому, что на проблему обратил внимание Владимир Путин. Такое мы уже наблюдали и неоднократно. Как только внимание переключится на что-то другое, расценки поползут постепенно вверх, потому что повышение налога на добычу полезных ископаемых и акцизов в 2015 году никто не отменял.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии