Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Три кризиса. Три большие разницы

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform За прошедшие полтора десятка лет наша страна пережила три серьезных экономических кризиса. Точнее - два уже пережила, а третий переживает в данный момент. Попробуем вспомнить, как менялось наше восприятие экономических передряг от одного спада к другому. Может быть, оно стало другим?

К первому кризису наше общество подошло с минимумом экономических знаний и опыта существования в условиях нестабильности. Вернее - так: существовать в тяжелых условиях мы всегда умели, на мы и русский народ. Как-никак за плечами триста лет Романовых и семьдесят лет большевизма. Но вот в меняющихся условиях - нет, разучились.

К первому кризису общество подошло с минимумом экономических знаний и опыта существования в условиях нестабильности.

Собственно, один из козырей советской пропаганды был в том, что, мол, социалистическая экономика от кризисов не страдает. А то, что в ней все стабильно плохо и постепенно становится все хуже и хуже, - ну, об этом, ясное дело, нам не говорили. И вот пришла перестройка, за ней переход к рыночным отношениям и... осторожный, очень осторожный, но экономический рост. Забрезжило светлое капиталистическое будущее. Видит Бог, это был первый минимальный просвет, первый осторожный рывок вперед после очень долгого сложно периода. Ведь уже в конце 70-х годов ХХ века СССР испытывал значительные трудности в развитии - и качество жизни людей стало ухудшаться. И вот когда только-только начали жить получше как гром среди ясного неба - кризис.

Именно в экономической неграмотности, неготовности к грядущим событиям, отсутствии опыта переживания подобных ситуаций причина той травмы, которую получили наши граждане в августе 98-го. Он, кстати, не был совсем таким уж неожиданным, тот кризис - и причины его были видны издали мало-мальски образованному в сфере экономики человеку. И зародился он не у нас, а в Азии. Мало кто помнит, что кризис сначала ударил по Корее, другим азиатским странам - и только потом пришел к нам.

В 2008-м у нас был опыт выживания в сложном и меняющемся пространстве рынка, мы понимали, что кризис не равен гибели, и второй цикл спада пережили спокойно.

И тем не менее все было неожиданно и страшно. Автор отчетливо помнит гнетущую, напряженную атмосферу, царившую тогда в общественных местах, в метро, в электричках. А потом мы начали приспосабливаться - жить-то все равно надо. Кого-то кризис подкосил, а кто-то (наверное, все-таки большинство) рук не опустили и выжили, выправились, начали все с чистого листа. И когда грянул второй кризис - 2008 года, это уже был другой народ. У нас был опыт выживания в сложном и меняющемся пространстве рынка, мы понимали, что кризис не равен гибели, и второй цикл спада пережили спокойно. Кризис 2008 года не поразил воображение, не вошел в фольклор анекдотами про беленькую пушистую лисичку, а просто стал временем несколько более трудным. Не будем говорить ни о причинах, ни об особенностях второго кризиса. Главное в том, что мы изменились и больше не ожидали абсолютной катастрофы.

В нынешний кризис сметают телевизоры, шубы, автомобили, реализуя свой отложенный спрос, стараясь спасти сбережения.

Третий кризис мы встретили совсем другими. В стране выросло новое поколение людей - изначально живущих только в условиях свободного рынка и не помнящих о брежневской «стабильности». Им не нужно адаптироваться в этом мире - они просто в нем живут, как рыбы в воде. И для них синусоида экономического развития - от кризиса к росту и обратно - не просто главка в учебнике, а часть жизни. Как мы писали в одной из статей, высшее образование стало де-факто стандартом (хоть его уровень понизился). Люди, презрительно называемые завсегдатаями Сети «креаклами» и «офисным планктоном», более образованные в экономической сфере, чем их мамы, папы и тем более бабушки-дедушки. Так что если в первый кризис люди отправлялись сажать и копать картошку, во второй – вспоминали: мол, земля отдохнула под газоном, можно будет и посадить (и, конечно, ничего не сажали), то в нынешний сметают телевизоры, шубы, автомобили, реализуя свой отложенный спрос, стараясь спасти сбережения. И не надо над ними смеяться, потому что все это - результат их труда, их «подушка безопасности», и без нее жизнь их станет значительно труднее.

Конечно, третий кризис отличается от первых двух: на него наложились политические события, патриотический подъем и рост поддержки правительства, санкции и контрсанкции. Во многом эти события определили остроту кризиса, о возможности которого специалисты предупреждали еще осенью 2013 года. И наше будущее сейчас зависит не только от умелых действий экономистов, нашего труда и нашей готовности встречать трудности. Очень многое связано с неэкономическими решениями руководства страны. Однако очень хочется надеяться, что мы преодолеем и этот сложный перевал, получив важный опыт, и не будем наступать на те же грабли в будущем.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии