Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Застройка кладбищ – вне закона

 Фото: Денис Вышинский/Коммерсантъ Фото: Денис Вышинский/Коммерсантъ В Петербурге проведут ревизию исторических захоронений

После внесения поправок в Генплан Петербурга, которые будут учитывать неприкосновенность границ старых кладбищ, застроить территорию с захоронениями станет практически невозможно.

Максимум 1,5 % территории города

Охват городской территории захоронениями - не более 1,5%.

Земли тех  кладбищ, что были упразднены в советское время, занимают не более 1% городской территории. Вместе с действующими и мемориальными кладбищами максимальный охват городской территории захоронениями - не более 1,5%. Такие данные приводит историк Александр Кобак, руководитель рабочей группы Совета по проблемам исторических кладбищ, созданного при Совете по сохранению культурного наследию при правительстве Петербурга. 

В последние годы этот мизерный процент превратился, увы, в резерв  строительных земель. При продаже участков под строительство наличие на них захоронений не учитывалось.  Так произошло с Благовещенским кладбищем на Васильевском острове (участок на 8-й линии, 61, корпус 2, литера В), с Фарфоровским кладбищем в Невском районе, и Митрофаньевским кладбищем, расположенным вдоль полотна Балтийской железнодорожной линии.

Сотни тысяч исчезнувших надгробий

В границах Митрофаньевского кладбища, действовавшего с  1831 по 1944 годы,  покоятся останки не менее 400 тыс. человек.  Заброшенным кладбище оказалось и по довоенным планам социалистического переустройства Ленинграда, и по естественным причинам.

Если на могилу не приходить 50 или 70 лет, она погибает неизбежно.

- После революции десятки и сотни тысяч надгробий лишились родственного ухода, - поясняет историк  Александр Кобак. - А если на могилу не приходить 50 или 70 лет, она погибает неизбежно. В 1920-е годы в Ленинграде был разработан план создания зеленого кольца парков на месте исторических кладбищ. План не реализовался и в 1930-е годы, а далее ему помешала война.

В 1993 году вышла монография Александра Кобака и Юрия Пирютко, сотрудника Государственного музея городской скульптуры, «Исторические кладбища Санкт-Петербурга». Авторы надеялись, что их труд поможет «сконструировать некий механизм сохранения этого культурного наследия» как говорит Александр Валерьевич. Но сразу этого не произошло. Актуальной проблема стала только через 20 лет – «спусковым крючком» к тому послужила ситуация с предстоящей застройкой Фарфоровского кладбища торгово-развлекательным комплексом.

С января 2013 года эта территория в Невском районе служит местом баталий между общественностью и застройщиком. Пять месяцев, вплоть до июня, власти города придерживались нейтралитета в конфликте. В марте ряд известных историков и археологов Петербурга обратились с открытым письмом к губернатору города Георгию Полтавченко, в котором просили, чтобы незастроенная часть Фарфоровского кладбища стала мемориальной зоной. 

Совет по сохранению культурного наследию при правительстве Петербурга создал  рабочую  группу по проблемам исторических кладбищ. Доклад рабочей группы представил 5 июня ее руководитель, историк  Александр Кобак.

Три некрополя - в безопасности

Часовня Ксении Блаженной взята в кольцо «апофеоза безвкусия»

По отчету Александра Кобака, три некрополя полностью защищены от вторжений. Это два кладбища Александро-Невской Лавры и Волковское. Все три - часть  Государственного музея городской скульптуры. Еще  14 кладбищ находятся под охраной государства. При этом страдают от натиска современных захоронений.

Пример: Смоленское православное кладбище, где часовня Ксении Блаженной взята в кольцо «апофеоза безвкусия» - надгробий криминальным авторитетам 1990-х годов. Старые надгробия уступают  место современным. Помпезным: не имеющим не только чувства меры, но и не согласующимся с церковными традициями.

Вывод рабочей группы Кобака: для исторических кладбищ, находящихся под охраной, требуется  зонирование территорий - выделение тех зон, в которых современные захоронения недопустимы. Эти зоны должны быть подобны тем, что установлены в историческом центре, формально закрытом для нового строительства.

Упраздненные кладбища

Сведения об упраздненных кладбищах сохранены на старых планах города - дореволюционных, довоенных и даже послевоенных. Утраченные в советский период - Малоохтинское, Фарфоровское, Римско-Католическое на Выборгской стороне, Александровское на проспекте Обуховской обороны, Митрофаньевское.

Кроме них, были погосты при церквях - снесенных в 1930-е годы и в хрущевский период построения коммунизма и борьбы с религиозными предрассудками (рубеж 1950-1960 гг.). Были также усыпальницы в разных частях города. Пример: семейная усыпальница именитых купцов Елисеевых - ныне ничто не напоминает о ней в скверике на проспекте Металлистов, 3, в Калининском районе.

Есть в городе также захоронения «Петербурга до Петербурга». Средневековое кладбище XIII века в ограде Шереметевского дворца на Фонтанке.  Самое крупное - на Охтинском мысу в крепости Ниеншанц. Его открыли, когда проводили археологические изыскания на месте будущей башни Охта-центра. Возведение башни отменили - останки хранятся в ящиках археологической экспедиции.

На Заячьем острове, в пределах Петропавловской крепости (у Головкина бастиона) с 2009 года идут раскопки первого острова архипелага ГУЛАГ. Обнаружены останки 113 жертв красного террора 1918 года. Никаким памятным знаком это место не отмечено - просто стоит синий строительный забор, ограждающий ямы, в которые сбрасывали расстрелянных: безымянные братские могилы.

Эксперты называют 966 исторических захоронений на территории современного Петербурга, большинство из которых не защищено ни федеральным, ни местным законодательством.

В КГИОП создали сектор государственного учета исторических захоронений.

Создан сектор учета захоронений

В середине мая в Северной столице был достигнут некоторый прогресс в деле защиты исторических кладбищ. В КГИОП создали сектор государственного учета исторических захоронений. Сектору предстоит заняться инвентаризацией, учетом границ, историко-культурной экспертизой действующих, утраченных и снесенных кладбищ - для включения части объектов в Единый  государственный реестр объектов культурного наследия.

Также будут подготовлены поправки в Генплан развития города, имеющий статус местного закона. По этим поправкам,  будет зафиксирована неприкосновенность границ исторических кладбищ. Их территория  будет объявлена свободной от застройки - полностью или частично.

«Строить на местах захоронений неприлично»

- Двух мнений быть не может: что-то строить на местах захоронений просто неприлично, - сказал губернатор города Георгий Полтавчено, возглавляющий городской Совет по сохранению культурного наследия.

Они не предполагали, что для удобства коммунальных служб XXI  века их останки объединят в одно коммунальное хозяйство.

На заседании совета он поручил депутату законодательного собрания города Алексею Ковалеву (фракция партии «Справедливая Россия») внести законодательные инициативы по корректировке местного законодательства.    

Выступая против застройки кладбищ, губернатор, тем не менее, подверг критике идею установки памятных знаков на местах единичных захоронений. Сказав, что они будут выглядеть как траурные знаки на местах ДТП на автотрассах. Предложение Полтавченко: перезахоронить отдельно покоящиеся останки на неком отдельном мемориальной кладбище.

Между тем, некоторые из этих единичных захоронений сейчас вполне ухожены и не пребывают в забвении - например, профессорские могилы в парке Лесотехнической академии. Вряд ли уместно это предложение и для могилы художника Репина в Пенатах.

Великие деятели завещали хоронить себя там, где находили  нужными, обычно на территории своих частных владений  - они не предполагали, что для удобства коммунальных служб XXI  века их останки объединят в одно коммунальное хозяйство.        

Читайте другие материалы о застройке кладбищенских территорий на OK-inform

Прокуратура признала законной стройку на костях.

На Благовещенском кладбище начинается застройка.

Как спасти некрополи, которые еще не успели разрушить?

В Петербурге начинается «стройка на костях».

«Почему чувства верующих берегут, а кладбища раскапывают?»

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, студентка, 18 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии