Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Апраксин двор: наши дни

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform Мы продолжаем рассказ об Апраксином дворе. Столь необычно и контрастно это образование в теле города, что его сейчас называют «аппендиксом Петербурга», намекая на скорое неизбежное удаление. Как же разворачиваются события? Заглянем в современный Апраксин двор

Чем ближе подходишь к Апрашке, тем больше становится идущих навстречу людей в яркой цветастой одежде, с непонятной гортанной речью. Сам рынок сейчас напоминает Вавилонское столпотворение: цыгане, кавказцы, китайцы, вьетнамцы - кого тут только нет. И вдоль всего этого разнообразия, подбирая себе незатейливые товары, в большинстве своем произведенные за Великой китайской стеной, тянется череда петербуржцев, как правило - небогатых и стремящихся сэкономить. Вокруг звучат рекламные объявления о невиданных скидках, расторопные продавцы хватают за рукава и ведут к своим лоткам. По углам торгуют нелегальным алкоголем (шипящее «спирт-спирт-водка-коньяк» слышно опять). Под аркой сидят торговки насваем. Тут же ароматы восточной кухни, вонь от нечистот, грязь и бесконечная аляповатая реклама.

Сам рынок сейчас напоминает Вавилонское столпотворение: цыгане, кавказцы, китайцы, вьетнамцы - кого тут только нет.

С приближением Нового года многие витрины заполняются символами следующего (по восточному календарю) - то все в оранжевом (год Тигра), то везде лошадки. Шум, гам, торговля идет. Тут же молятся, едят, общаются (есть целая инфраструктура, снабжающая торговцем всем необходимым). Китайская община, например, живет очень закрыто: есть даже свои парикмахерские - китайские. Не любят они у наших мастеров стричься. Можно жить в Петербурге, работать в кафе на Апрашке и даже не знать русского, объясняя неожиданно забредшим «не своим» все жестами и цифрами на калькуляторе.

Контраст от перехода с улицы Росси, например, настолько велик, что, отвыкнув от шума и гама, от грязи и хаоса, переживаешь небольшой культурный шок, погружаясь в столь нехарактерную для нашего города атмосферу. Впрочем, почему – нехарактерную? Буквально пятнадцать лет назад полгорода затоваривалось продуктами и вещами на таких рынках: не было ни чистых торговых центров, ни супермаркетов, ни тем более «Мегамоллов» с фудкортами. Ходили, и покупали, и радовались. Но теперь-то альтернатива есть.

Что делать и как быть с этим «аппендиксом» старой жизни, с этим «заповедником 90-х»? Этот вопрос задают себе и простые граждане, и городские власти.  Несколько раз вроде бы пытались навести порядок, но даже такого скромного прогресса, как на Сенной площади, достичь не удалось. Почему? Во-первых, есть юридические причины: в годы приватизации и позже у Апраксина двора появилось множество хозяев. Им принадлежат его разные части. То есть для того, чтобы начать работы, нужно у этих хозяев постройки выкупить. Со стратегической точки зрения это была большая ошибка - распродать Апрашку «по кускам». Теперь споры о собственности изрядно тормозят реконструкцию.

Многим небогатым жителям района удобно и привычно покупать недорогие товары на рынке, несмотря на их заведомо низкое качество и возможность обмана.

Вторая проблема - социальная. Многим небогатым жителям района удобно и привычно покупать недорогие товары на рынке, несмотря на их заведомо низкое качество и возможность обмана. Но есть еще работники рынка. И далеко не все они - трудовые мигранты. После закрытия они останутся без работы. А мелкие предприниматели-арендаторы - без торговых мест. Власть пытается решить проблему, но, как обычно, предлагаемые варианты торговцам не подходят. Как можно променять такое выгодное, бойкое место, как Апрашка, на какие-нибудь Шушары или улицу Руставели. Не поедет народ в Шушары - ни торговать, ни покупать. Будут стонать о том, как их «прижимают», будут взывать к поддержке малого бизнеса, но не поедут. Невыгодно. Как решать эту проблему - до конца не ясно. Хотя пять корпусов уже расселили - и они стоят, пустуют. А предприниматели свернулись, и будто не было их.

Теперь о новом проекте Главстроя. Это было бы прекрасно, если бы такой проект реализовали! Как здорово было бы, если бы, кроме офисных и торговых площадей, здесь появились бы и художественные мастерские, и театры - и вообще поселилась бы культура. В последнее время ее скорее выселяют, выталкивают, заполняя магазинами и офисами все свободное, приносящее прибыль пространство. Только вот не верится: невыгодно это - отдавать каким-то художникам и актерам пространство в центре. Пространство, которое может приносить по нескольку тысяч рубликов каждый месяц с каждого квадратного метра.

Хотя, пожалуй, есть и еще один сценарий: ничего не сделают. До завершения проекта, как гордо заявлено на сайте Главстроя, осталось 1 год 9 месяцев 12 часов 12 минут 58 секунд на момент написания статьи. Если учесть, что за последние годы успели построить только забор, то, похоже, не успеют - и даже не пытаются. Посмотрим. Как здорово было бы, если бы Апрашка рассталась бы со своей «кармой» толкучки и превратилась бы в пространство свободного художественного выражения, в прибежище художников и поэтов, в «Питерский Монмартр». Может, и превратится, «жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе», как говорил Некрасов. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии