Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Культ основателя города: петербургский вариант

 wikimedia.org wikimedia.org Когда в 1991 году новые власти города решили убрать с Московского вокзала памятник Ленину, то встал законный вопрос: а кого же туда ставить? Ответ был очевиден - конечно, Петра I. Поговорим о культе основателя, ведь в Петербурге он развит намного больше, чем в других городах

Достаточно редкая история, когда точно можно узнать имя основателя города. Для древних поселений обычно сей факт прячется в пыли веков или доходит в виде мифов и преданий. Даже столица нашего государства не может похвастаться знанием имени основателя: в летописях Москва упоминается впервые как уже существующий город. Но даже в таком случае в городском сообществе есть потребность в персонализации процесса основания города - вот и появляются памятники Юрию Долгорукому, который в действительности не основал (поселение на этом месте появилось не позднее VI в. н. э.), а просто славно попировал в будущей столице. А вот с Питером все ясно: есть и дата, и основатель. 

Достаточно редкая история, когда точно можно узнать имя основателя города

Фигура императора и без того оставила в истории России весьма значительный след. Но основание Петербурга - символический момент - прорыв на запад, прорубание окна в Европу. Здесь сошлись направления многих важных общественных и политических тенденций, сдвинувших вектор развития страны. Да и личность оказалась весьма замечательная. Настолько, что затмила всех остальных правителей династии Романовых, правивших явно в тени великого предка. Накрепко привязать образ императора к его любимому детищу помогло и наименование города. Конечно, наш город назван не в честь правителя, а в честь его небесного покровителя - св. Петра. Но мало кто об этом задумывается, ведь до сих пор мы называем наш город так, как супруга Екатерина называла самого императора - «Питер», лишь смягчив по-русски твердое «т».

Культ начал складываться еще при жизни императора: первый памятник с явными отсылками к Риму работы Растрелли-старшего мы можем видеть сейчас у Михайловского замка. Придворные историки также предприняли множество усилий, чтобы фигура императора приобрела величие. И к середине XVIII века образ сложился настолько, что мудрая немецкая принцесса, оказавшаяся на троне в результате переворота, подписью на великолепном Медном всаднике «Петру первому Екатерина Вторая» усилила свою легитимность, опираясь на «великого предка», к родословной линии которого не имела ни малейшего отношения. Культ начал складываться еще при жизни императора: первый памятник с явными отсылками к Риму работы Растрелли-старшего мы можем видеть сейчас у Михайловского замка Ну а далее за дело взялась большая русская литература, создавшая образ великого правителя и сконструировавшая «городской миф» с фигурой основателя в центре. И мы все этим мифом и этими образами живем многие годы, ставя памятники, развешивая портреты, фотографируясь с ряжеными актерами с усиками и в ботфортах. Конечно, этот образ невероятно далек от того человека, который правил Россией в начале XVIII века. Совершенно необычным, ярким и сильным ходом оказалась установка памятника Петру скульптором Михаилом Шемякиным в Петропавловской крепости. Это был своеобразный «антипетр», анти-миф, показывающий «другого» Петра, и при этом повествующий о тех чертах характера, том образе, о котором действительно знают историки. Как удались мастеру тонкие скрюченные пальцы (император действительно страдал судорожными припадками), как ярко передана нескладность фигуры (император действительно несмотря на высокий рост отнюдь не был былинным богатырем). А как возмущенно отреагировала общественность! Ведь близкий к исторической фигуре новый памятник категорически противоречил мифу, культу, образу в головах. Противоречил... но прижился. Теперь детвора с удовольствием сидит на коленях, а туристы с радостью бегут фотографироваться с близким, доступным, совсем не великим Петром.

Мы сжились с фигурой Петра настолько, что покажи контур «Человека на коне, со змеей на камне» - сразу понимаем: это про Питер. И не только мы - вся страна и ближнее зарубежье. Миф стал брендом, и этот бренд приносит городу деньги. Развитие туризма - реальная перспектива выживания для нашего города.

То, что в городе существует культ основателя - это здорово. В этом нет ничего плохого. Наш город молод - ему всего триста лет. Чем бы он был без всей этой удивительной истории: переноса столицы, строительства великолепных дворцов на топких берегах? Именно миф придает ему свой шарм и обаяние. Даже римляне - и те почитали основателей своего города как богов и приносили им жертвы. Просто не надо забывать, что есть образ, а что - история, в которой герои предстают значительно более сложными и многогранными, зачастую - неоднозначными фигурами.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Рита, фотограф, 17 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии