Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Денис Шабуров: «Реформирование ЖКХ - это дорога с двусторонним движением»

 Фото: Лилиана Глазова Фото: Лилиана Глазова В Петербурге переход на рыночные условия в ЖКХ начался 10 лет назад с образования ТСЖ, акционирования ЖЭКов и передачи полномочий по обслуживанию домов управляющим компаниям. О том, как обстоят дела с обслуживанием домов 10 лет спустя, корреспондент OK-inform беседует с первым заместителем председателя жилищного комитета Денисом Шабуровым

- Денис Евгеньевич, справляются ли управляющие компании с возложенными на них обязанностями? Как бы вы оценили их работу?

- Я считаю, что в целом наши управляющие компании работают удовлетворительно. У нас, безусловно, есть тенденция к росту, к улучшению обслуживания. Конечно, кто-то работает лучше, чью-то работу можно признать хорошей, кто-то, как у нас говорят, на троечку с минусом. Есть и частные компании, работающие неудовлетворительно. Для того чтобы граждане могли разобраться в том, как работают УК, мы ввели рейтинг жилищного комитета. На нашем сайте можно посмотреть, на каком месте находится управляющая организация, которая обслуживает дом. К сожалению, рейтингуем мы только тех, кто добровольно участвует в этой процедуре. И второй момент, который я считаю позитивным: в прошлом году более 100 многоквартирных домов сменили обслуживающую организацию. Такая работа проводится и в этом году. Мы еще итоги не подводили, но думаю, что цифра будет не меньшей. То есть сегодня собственники помещений уже осознали, что нерадивую компанию можно поменять. Ситуация еще улучшится после проведения процедуры лицензирования управляющих организаций. Я полагаю, что определенный фильтр в деятельности УК будет поставлен.

- Насколько мне известно, к процедуре лицензирования есть много вопросов. Что будет с теми домами, чьи УК не получат лицензию?

- В общем и целом введение лицензирования можно оценить положительно. Но существует ряд проблем. И главная из них как раз та, что вы отметили: что будет, если какая-то управляющая организация процедуру лицензирования не пройдет? В этом случае мы должны будем оперативно обеспечить переход домов к другой компании. Между тем закон требует обеспечивать управление многоквартирными домами исключительно на основании открытого конкурса. Но это достаточно длительная процедура. А жилищный фонд бросать без обслуживания нельзя. Поэтому я считаю, что этот вопрос не продуман и здесь есть над чем работать - как по совершенствованию федерального законодательства, так и по обеспечению процесса на региональном уровне (последним должны заниматься органы исполнительной власти субъекта).

- Можете ли вы спрогнозировать, сколько управляющих компаний Санкт-Петербурга могут остаться за бортом? Говорят, что первоначально лицензию будет получить легко.

- Согласно закону, придется соблюсти 6 требований (в том числе и квалификационный экзамен). Они касаются стандартов раскрытия информации. И здесь могут возникнуть проблемы: те организации, которые не раскрывают информацию о себе, не смогут пройти лицензирование. Но давайте не будем забегать вперед и дождемся начала работы лицензионной комиссии.

- По мнению руководителей ряда управляющих организаций, в ближайшие месяцы можно ждать волны банкротств, если власть чего-нибудь не придумает и не защитит УК от ресурсоснабжающих организаций. Как обстоят дела на самом деле?

- К сожалению, причина банкротства ряда управляющих организаций заложена, в том числе, и федеральным законодательством. Его необходимо совершенствовать. Есть проекты внесения изменений в федеральные нормативные акты, в том числе в Жилищный кодекс и в постановление правительства Российской Федерации о предоставлении коммунальных услуг гражданам. Если эти проекты будут реализованы, мы уберем причину, которая приводит к росту кредиторской задолженности, но останется проблема с теми организациями, которые уже подошли к банкротству. И здесь мы уже ничем помочь не сможем: они будут проходить процедуру банкротства. Беда в том, что не продуманное в ряде случаев принятие нормативных актов и несвоевременное устранение противоречий соответствующими ведомствами уже привели к банкротствам ряда компаний. Когда было принято 354 постановление правительства РФ, я воспринял его позитивно, но последующие изменения, ограничившие нормативами общедомовые нужды, только по Петербургу привели к задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) в миллиард рублей.

- Вице-губернатор Игорь Албин говорил о долгах в 17 млрд рублей…

- Действительно, такая цифра была озвучена. Но общая задолженность в 17 млрд рублей - это по мнению РСО, и она не совпадает с позицией УК. Жилищный комитет проводил работу, связанную со сверкой расчетов. Мы просили РСО, коль скоро они заявляют о столь высокой задолженности, представить акты сверки. И ни одна РСО, за исключением ГУП «Водоканал СПб», эту задолженность в полном объеме подтвердить не смогла: кто-то представил 60% актов, кто-то меньше, но даже в них сведения не совпадали. Поэтому в настоящий момент у нас есть 2 позиции -РСО и УК. И, по мнению УК, долги гораздо меньше: на начало отопительного сезона они составляли порядка 11 млрд рублей.

- Тоже немаленькая сумма…

- Согласен. Но надо исходить из того, что управляющие организации признают эту сумму. Ежемесячно и еженедельно мы проводим большую работу по отслеживанию роста кредиторской задолженности. Более того - по указанию вице-губернатора Албина те организации, которые не добились прогресса с точки зрения уменьшения долгов, получили черную метку (в том числе - и администрации районов, где задолженность растет). Они должны усилить работу по сокращению долга. Есть организационные и экономические способы решения проблемы. Беда в том, что основную массу долгов составляют неплатежи населения, на настоящий момент они превысили 10 млрд рублей.

- Почему же должников не выселяют, не взыскивают с них долги?

- Вопрос в том, как это сделать. У нас в первом полугодии было 412 судебных решений о взыскании задолженности. Судебные приставы ходили с исполнительными листами и вынесли решение о невозможности взыскания - в связи с отсутствием имущества, на которое может быть наложен арест. То есть просудившись, признав правоту задолженности, управляющая компания не получила ни копейки и, естественно, осталась должной РСО и контрагентам. Это прямые убытки УК. С другой стороны - имеют место быть огрехи федерального законодательства. Если раньше долги за нанимателей покрывал бюджет (а это на сегодня 3 млрд рублей - при том, что доля нанимателей в жилом фонде Санкт-Петербурга составляет всего 15%), то решение арбитражного суда 2013 года запретило за счет средств бюджета финансировать УК. И хотя именно город является собственником помещений, гасить долги мы в настоящий момент не можем, мы обязаны исполнять судебное решение. Более того: и собственников-должников сегодня тоже нельзя выселить, законодательство не позволяет. Единственный путь - ужесточать федеральное законодательство по взысканию задолженности. Другого пути нет.

- 28.03.2013 жилищным комитетом заключено соглашение о сотрудничестве с Некоммерческим партнерством содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» при создании регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Чем занимается центр и могут ли петербуржцы увидеть (ощутить, понять) результаты его деятельности?

- Да, такой центр создан, возглавляет его Марина Яковлевна Акимова. Он занимается контролем за деятельностью органов исполнительной власти, а также за деятельностью УК, ЖСК, ЖК, ТСЖ. Мы взаимодействуем, хотя и не совпадаем во мнениях по многим вопросам. Тем не менее это не мешает нам эффективно решать возникающие задачи. Считаю, что этот процесс у нас нормализован. Горожане могут обращаться с жалобами на проблемы ЖКХ не только к нам и Государственную жилищную инспекцию, но и в этот центр контроля.

- Но жалобами проблем не решишь. Марина Яковлевна, кстати, считает, что нужно взращивать собственников, потому что сегодня люди в большинстве своем себя таковыми не чувствуют.

- Абсолютно согласен. К сожалению, человек, который приватизировал квартиру, не считает себя собственником, он относится к ней как наниматель. Это особенность психологии. А таких «собственников» у нас большинство. Надо заниматься просвещением. Другого пути нет.

- Как жилищный комитет взаимодействует с общественными организациями, оказывающими содействие уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств? Есть ли какие-то результаты? Кто кому больше помогает: чиновники общественникам или наоборот?

- Мы взаимодействуем с четырьмя саморегулируемыми организациями: «Межрегионразвитием», «Ассоциацией управляющих и эксплуатирующих организаций» (возглавляет Пургин), СРО Белоусова и Рыбкина, а также с Ассоциацией ЖСК, ЖК и ТСЖ, которую тоже возглавляет Марина Яковлевна Акимова. Мы открыты для диалога. Хотя проблемы есть. И до тех пор, пока будет существовать жилищный фонд, они будут. Главное - чтобы мы слышали представителей управляющих организаций и жителей (а сегодня мы их слышим) и старались принимать в силу своих полномочий адекватные меры.

- Существует ли план развития и модернизации ЖКХ в Северной столице? Если да, то на какой срок он составлен?

- Да, мы разработали проект так называемой дорожной карты, сейчас он проходит согласования. Надеемся до конца года утвердить его на правительстве. Проект согласован всеми администрациями районов. В нем 57 разделов, он вывешен на нашем сайте - и любой гражданин может с ним ознакомиться.

- На круглом столе, организованном и проведенном OK-inform 21 октября, где обсуждались проблемы ЖКХ, из уст директора московского Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Виктора Колесника прозвучало мнение, что если не будут приняты кардинальные меры в реформировании ЖКХ, то система может исчезнуть как вид уже через 20 лет. Он считает, что принимаемые нынче меры реформирования похожи на припарки, которые ставят полумертвому, нуждающемуся в реанимации. Это мнение теоретика, а каким будет ваше мнение, мнение специалиста, которому приходится на практике решать проблемы ЖКХ?

- Критиковать просто. Предлагать конкретные меры всегда сложнее. Что он имеет в виду, говоря о «припарках»? Кто реально следит за реформированием, тот знает, что за последние 2 года жилищное законодательство поменялось кардинально - и говорить о том, что ничего не происходит, по меньшей мере некорректно. Реформа ЖКХ - это дорога с двусторонним движением: не только чиновники должны менять ситуацию - должны меняться и собственники, становиться собственниками по-настоящему. Мы уже говорили выше, что психология - дело непростое. Жилищный комитет не реже 1 раза в месяц проводит пресс-конференции. Только через информирование и просвещение, через обсуждение наболевших вопросов можно постепенно изменить отношение людей. На это нужно время. Ситуация быстро не поменяется. До революции у нас был класс собственников. И если вы помните, тогда были доходные дома, где был один собственник, сдававший квартиры внаем. Классический пример в литературе - «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. От кого снимал квартиру Раскольников? Он снимал квартиру от жильцов на улице Екатерининской, нынешний проспект Римского-Корсакова. По сути это был поднайм, то есть он снимал квартиру у нанимателей. И вот эти отношения, которые формировали собственника, были сломаны. Чтобы восстановить их, нужно время.

- И последний, традиционный вопрос. Всех потребителей волнует рост тарифов на ЖКУ. Что ожидает петербуржцев после 1 января 2015 года? Как будут меняться тарифы в течение всего 2015 года?

- После 1 января 2015 года в части тарифов ничего не изменится. Напомню, что тариф на жилищные услуги не менялся уже три года. Растет стоимость только коммунальных услуг, которая составляет 80% в счете-квитанции. Очередное увеличение тарифов на водо-, газо-, электроснабжение и отопление будет с 1 июля 2015 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии