Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Российская экономика-2015: Инфляция, запрет на валюту и нищета

 Фото: Андрей Стенин/РИА Новости Фото: Андрей Стенин/РИА Новости О перспективах экономики РФ в условиях неуклонного падения цен на нефть, западных санкций и контрсанкций OK-inform рассказали профессор Высшей школы экономики Андрей Заостровцев и руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта, экономист Юрий Чижков

- В 2015 году цена на нефть продолжит снижаться?

Андрей Заостровцев (А.З.): На этот вопрос вам никто не ответит. Пока она все еще падает. Возможно, конечно, она где-то остановится. Я думаю, что она уже близка к нижнему уровню. Но это не спасет Россию, потому что мы знаем, что для нас уровень 90-100 долларов за баррель - это тот уровень, при котором мы можем поддерживать наш уровень жизни, который сложился за последние семь-восемь лет. Сейчас все наши показатели, включая показатели уровня жизни, резко пойдут вниз. Мы еще это не прочувствовали до конца.

Юрий Чижков (Ю.Ч.): Это, конечно, ключевой и очень сложный вопрос. Дело в том, что в последнее время цена на нефть определяется далеко не экономическими факторами и не реальными потребностями, а политическими действиями и политическими интересами руководителей различных стран. Можно посмотреть среднестатистические данные о себестоимости добычи нефти. Почему ОПЕК так свободно относится к падению цен на нефть и не предпринимает серьезных мер по его сдерживанию?

По разным источникам, себестоимость добычи нефти в странах ОПЕК составляет 3-4 доллара за баррель. А в РФ очень большой разброс, в зависимости от места добычи - от 15 до 35 долларов. Относительно дешевая нефть себестоимостью 15 долларов за баррель добывается фактически на уже выработанных почти месторождениях, да и там цена все равно повышается. Поскольку это все равно остатки, там необходимы дополнительные меры, чтобы извлекать эти остаточные объемы нефти. А на севере, на шельфе - ближе к 30-35 долларам за баррель. Здесь мы уже приближаемся к критической отметке. Сейчас нефть стоит уже 46-48 долларов.

Но при этом не надо забывать, что очень большой всплеск добычи нефти в США произошел за счет добычи сланцевой нефти. Там ситуация по себестоимости еще хуже, чем у нас на шельфе. По разным источникам, она колеблется от 50-70 до 60-80 долларов за баррель. Там уже цена, сложившаяся на рынке, перешагнула себестоимость добычи этой сланцевой нефти. Недавно промелькнуло сообщение, что одна из небольших компаний уже обанкротилась. Понятно, что крупные компании, которые имеют различные месторождения - и дешевые, и дорогие - еще имеют какое-то пространство для ценового маневра. Но этого пространства становится все меньше и меньше, так что здесь уже не экономика, а политика: у кого первого сдадут нервы, у кого первого не хватит запасов, чтобы продолжать работать и держать свою политическую, экономическую деятельность. Мне кажется, что мы подошли к тому уровню, когда дальнейшее снижение уже очень болезненно будет отражаться и на наших нефтяниках, и на нефтяниках США. Есть предположение, что дальнейшего снижения уже не должно быть, скорее, должно произойти некоторое повышение цен на нефть. Последнее время очень сложно давать экономические прогнозы, потому что очень многие решения основаны не на экономике, а на политике.

- Что будет с курсом рубля?

А.З.: Курс рубля пока будет снижаться. Тут два фактора: во-первых, это цены на глобальных рынках углеводородов, а второе - снижение рейтинга России до мусорного уровня. Рубль будет падать, по крайней мере, первые несколько месяцев этого года.

Трудно назвать отрасль экономики, где Россия уверенно занимала бы лидирующие позиции

Ю.Ч.: То, что творится на нефтяном рынке, напрямую отражается на курсе рубля. С одной стороны, каких-то перспектив подъема я особенно не вижу. И не вижу по той причине, что, несмотря на все политические заявления, связанные с модернизацией или с изменением экономики РФ, кроме вот этих призывов и требований президента, реальных результатов пока не заметно ни по инновационной экономике, ни по высоким технологиям, ни по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Трудно назвать отрасль экономики, где Россия уверенно занимала бы лидирующие позиции. Сохраняются некоторые достаточно благоприятные позиции в военной промышленности - я имею в виду и самолетостроение, и, возможно, некоторые виды стрелкового оружия. Может, еще подводные лодки. Но, вроде, у нас основным потребителем является Индия, и она уже то, что ей было нужно, купила. Поэтому не вижу особенно радостных перспектив.

Хотя ценовой уровень, сложившийся между рублем, долларом и евро, безусловно, не отражает реальной экономики. И он, безусловно, не является на сегодняшний день справедливым. Мне кажется, что наиболее справедливым и обоснованным был курс 30-35 рублей за доллар.

Нужно понимать, что очень непростая позиция и у Америки с долларом, который на сегодняшний день фактически ничем не обоснован, кроме силового давления, искусственного создания конфликтов, конфронтаций

Нужно понимать, что очень непростая позиция и у Америки с долларом, который на сегодняшний день фактически ничем не обоснован, кроме силового давления, искусственного создания конфликтов, конфронтаций. Все продолжают пользоваться этой валютой, хотя на самом деле экономические показатели доллара очень неважные. Вы знаете, что растет и внешний долг Америки. Очень большая долларовая масса не подкреплена никакими реальными запасами. Не случайно идут попытки - пока, правда, не очень удачные - африканскую, например, валюту создать, после чего там сразу начались военные конфликты, и те африканские лидеры, которые пропагандировали курс на создание независимой от доллара валюты, поплатились своими жизнями. Очень непросто идет процесс, направленный на создание евроазиатской валюты. Но постепенные подвижки есть. По крайней мере, все больше и больше в нынешних экономических реалиях Китай и Япония отходят от расчетов в долларах. Для нас это довольно радостные моменты. Для доллара, как мне кажется, это достаточно тревожные моменты.

Думаю, что все-таки рубль должен укрепиться, хотя я не знаю, до какого уровня. Вряд ли ему позволят вернуться к отметке 30. Но я думаю, что некоторое укрепление должно произойти в течение года. Возможно, до 45 рублей за доллар.

- Введут ли российские власти ограничения или полный запрет на операции с иностранной валютой для населения?

А.З.: Могут. В такой ситуации они все могут. Это даже достаточно вероятно.

Все меры, направленные на укрепление рубля, в моем понимании, должны носить не запретительный, а финансово-экономический характер

Ю.Ч.: Это тоже очень сложный вопрос, который зависит от многих вещей. Любые запреты часто оборачиваются эффектом, совершенно противоположным тому, на что были направлены при их введении. Все меры, направленные на укрепление рубля, в моем понимании, должны носить не запретительный, а финансово-экономический характер. Должно быть невыгодно закупать валюту. Последнее время скупка валюты происходила не потому, что она действительно нужна, а потому что были очень удачно раздуты ажиотаж, спрос на валюту, и это, безусловно, повлекло и дополнительное падение курса рубля. Для чего скупается валюта? Она же не должна просто так лежать - на нее нужно либо что-то покупать, либо во что-то ее вкладывать.

Могут быть различные процентные ставки при долгосрочных инвестициях валютных и рублевых, могут быть различные таможенные пошлины в рублях и в валюте, могут быть введены некоторые регуляторы, связанные с хождением иностранных валют. В чистом виде запретительные меры вряд ли могут дать какой-то положительный эффект.

- Придется ли секвестировать федеральный, региональные и муниципальные бюджеты? И если да, то на сколько? И что, на ваш взгляд, пойдет под нож в первую очередь?

Естественно, что сокращение расходов будет, в том числе и в абсолютном измерении, потому что сейчас ситуация такая, что выдержать ее без сокращения расходов невозможно

А.З.: Обычно в таких случаях «под нож» идут инвестиционные проекты - зарплаты стараются не урезать, но для нас же важны не абсолютные цифры, а цифры реальной покупательной способности - насколько наша зарплата позволит поддерживать наш уровень жизни. Естественно, что сокращение расходов будет, в том числе и в абсолютном измерении, потому что сейчас ситуация такая, что выдержать ее без сокращения расходов невозможно.

Ю.Ч.: С самого верхнего уровня прозвучала основополагающая доктрина: не трогать социальные программы. Значит, видимо, могут пострадать некие строительные проекты. Опять же, недавно промелькнуло сообщение, что могут возникнуть сложности со строительством участков центральной кольцевой автомобильной дороги в Москве. Не исключено, что аналогичные проблемы могут возникнуть при строительстве автомобильных дорог и в других регионах - основная часть финансирования там идет за счет бюджета. Концессионных соглашений по строительству дорог у нас практически нет. Вторая проблема может возникнуть с железнодорожными проектами - на железной дороге огромные обороты, огромные доходы и огромные затраты, но без помощи государства значительные проекты реализовать очень сложно.

- Сократится ли ВВП России?

А.З.: Конечно. В этом году ВВП будет сокращаться, наверное, процента на 2-3 минимум.

Ю.Ч.: Смотря как считать. В рублях даже увеличение может произойти - думаю, что заметного снижения не должно быть. Может, его вообще не будет или будет небольшой рост.

- Удастся ли добиться импортозамещения?

А.З.: Нет, конечно! Близко не удастся. Это вообще миф - пропагандистский миф чистой воды. Что мы производим? Смартфоны, автомобили? Что? Сельского хозяйства у нас давно нет.

В электронике, фототехнике, радиотоварах импортозамещения не произойдет - за один год невозможно изменить ситуацию и с нуля освоить производство современного оборудования

Ю.Ч.: Может быть, что-то удастся заместить с точки зрения продуктов питания. Мы можем достаточно много рыбы ловить в Тихом океане, но не можем ее сюда привезти, потому что не хватает железнодорожных рефрижераторов.

С точки зрения товаров широкого потребления… Сразу можно сказать, что в электронике, фототехнике, радиотоварах импортозамещения не произойдет - за один год невозможно изменить ситуацию и с нуля освоить производство современного оборудования. Возможно, увеличится доля как бы отечественных машин - тех машин, которые имеют зарубежные корни, но производятся в РФ. Может быть, несколько ускорится локализация производства, увеличится доля оборудования, деталей, комплектующих, которые производятся для этих автомобилей в РФ.

С новыми машинами собственно российского производства не верю, что может что-то произойти - слишком долго разрушали эту отрасль, особенно в части легкового автомобилестроения. Не имея истории, специалистов, опыта, с нуля невозможно сразу это начать. Будем продолжать собирать японские, американские, немецкие автомобили.

- Каков может быть уровень инфляции?

А.З.: Не меньше 15-20%. Это самый мизер.

Ю.Ч.: Думаю, от 8% до 10%.

- Что может стать главным событием в российской экономике 2015 года?

А.З.: Ее катастрофическое состояние.

Ю.Ч.: Какого-то одного главного события не могу назвать. Самое главное - если удастся преодолеть хотя бы основные проблемы, которые существуют на сегодняшний день.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии