Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Авторынок: японцы начали завоевание Европы

 Фото: архив OK-inform Фото: архив OK-inform Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги работы автомобильной отрасли за 2014 год. Полученные результаты позволяют прогнозировать дальнейшее развитие ситуации

Декабрь, как и ожидался, оказался весьма успешным месяцем для автомобильной отрасли: дилеры продали на 2,4% больше, чем год назад, то есть в декабре 2013-го. За январь-декабрь продажи снизились на 10,3%, а всего россияне в течение 2014 года приобрели 2 491 404 машины. 

Свои показатели продаж ухудшили практически все бренды, представленные в России. Если брать крупных игроков, то продажи выросли только у японцев - Nissan (+11%), Mitsubishi (+2%), Mazda (+17%), Toyota (+5%), Subaru (+4%). Потребители верят в качество и хорошую рыночную ликвидность машин с японской родословной и ничуть не смущаются бешеными расценками на КАСКО. Не страдает в кризис и люксовый сегмент: спрос вырос на Mercedes-Benz, Land Rover, Infiniti, Jeep, Volvo, Porsche и Lexus. Только «немецкая парочка» BMW и Audi слегка подрастеряли клиентуру.

Ждем и гадаем

Однако прогноз АЕБ на 2015 год звучит сурово - минус 24% к показателям 2014 года. Насколько это реалистично? Для сравнения: в 2009 году результат оказался куда более печальным - минус 49%! Аналитическое агентство «Автостат» еще несколько лет назад вывело простейшую зависимость: продажи автомобилей в России всегда зависят от цен на нефть. В самом деле, если наложить график нефтяных котировок на график продаж новых машин, то мы увидим, что они весьма близки. Аналитическое агентство «Автостат» еще несколько лет назад вывело простейшую зависимость: продажи автомобилей в России всегда зависят от цен на нефть

Так вот, нижнее пиковое значение цен на нефть на рубеже 2008-2009 годов - 43 доллара за баррель. Сейчас вроде бы не все так плохо, как шесть лет назад. Недавно мы увидели падение до 50 долларов, и весь вопрос в том, насколько сильно «черное золото» будет проседать дальше. Глава «Лукойла» Вагит Алекперов на днях озвучил прогноз снижения цен до 25 долларов за «бочку». И если он сбудется, то результаты продаж машин могут оказаться еще печальнее, чем прогнозируют в АЕБ.

В пользу того, что кризис авторынка в 2015 году окажется более тяжким, чем в 2009-м, говорит нынешняя стоимость кредитов. Тогда можно было рассчитывать на автокредит под 12-13% годовых, а сейчас только ключевая ставка находится на уровне 17%. Фактически автокредиты сейчас стоят так же дорого, сколько год-полтора назад стоили обычные потребительские кредиты («просто деньги») безо всякого обеспечения имуществом.

Впрочем, не нужно забывать, что обвал в 2009 году обусловлен еще и феноменальными результатами 2008-го. Профессионалы-аналитики называют это «эффектом высокой базы» - на фоне большого успеха падение выглядит особенно драматичным. Дешевые кредиты и низкий курс евро тогда давали о себе знать: в апреле 2008 года россияне поставили абсолютный рекорд, который не удалось побить до сих пор, купив 292 тысячи новых машин.

Только что минувший 2014 год особо успешным не назовешь - даже в «горячий декабрь», когда народ сметал в автосалонах все подряд, лишь бы сохранить деньги, купили 270 тысяч авто. Не так уж много, если вспомнить 2008-й! Поэтому даже при всех негативных факторах в процентном соотношении наступивший 2015 год может закончиться не так уж печально.

Тем временем в Европе

Практически одновременно с АЕБ данные о продажах опубликовала и Европейская ассоциация автопроизводителей (АСЕА). В Евросоюзе, можно сказать, прочно утвердился ренессанс. Из-за вялотекущего экономического кризиса спрос начал падать в 2008 году, и медленно, но уверенно падал в течение последующих шести лет. Теперь, впервые с 2007-го, АСЕА радостно рапортовали об общеевропейском росте +5,7% по итогам 2014 года.

В «плюсе» находятся почти все страны ЕС и партнеры по Европейской ассоциации свободной торговли, не входящие в союз. Из ведущих рынков Испания прибавила 18,1%, Великобритания - 9,3%, Италия - 4,2%, Германия - 2,9%, а Франция - 0,3%. Для понимания размеров стоит оценить и суммарный масштаб авторынка Старого света: 12,1 млн проданных автомобилей против неполных 2,5 млн в России Что касается показателей роста, то рекордсменом стала Португалия, где рынок новых авто вырос на 34,8%. Следом идет крошечный рынок Исландии, выросший на 31%. Также впечатляющие результаты показала Ирландия (+29,6%), Хорватия (+22,3), Румыния (+21,6) и Греция (+21,3). Но есть и падающие рынки. Например, в Бельгии спрос на машины упал на 0,6%, в Швейцарии - на 1,9%, в Австрии - на 4,9%, а в Нидерландах и вовсе на 6,9%.

Для понимания размеров стоит оценить и суммарный масштаб авторынка Старого света: 12,1 млн проданных автомобилей против неполных 2,5 млн в России. И хотя уровень автомобилизации в ЕС очень велик, а в крупных городах люди все чаще пересаживаются на автобусы и метро, Европа не ограничивается мегаполисами. Население будет покупать автомобили, и прогнозы относительно европейского рынка вполне оптимистичные: аналитики Scotiabank прогнозируют рост до 12,5 млн проданных машин.

Основная головная боль европейцев и, в частности, АСЕА - это иномарки. Да-да, все правильно. Хотя топ-5 популярных марок по-прежнему составляют Volkswagen, Opel, Renault, Peugeot и Audi, их медленно, но верно теснят японцы. И если Toyota прибавила в 2014 году скромные 1,7%, а Suzuki - 6,8%, а Honda вообще потеряла 4%, то темпы роста популярности Nissan (+13,4%) Mazda (+20,4%) и Mitsubishi (+30,5%) заставляют задуматься о будущем европейского автопрома.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии