Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Несбывшиеся планы - перенос центра

 Петербург почти с первого же дня своего существования строился по плану. Над первыми планами трудились Трезини и Леблон. План Леблона был тупиковым: город охватывался кольцом крепостных сооружений - бастионов и равелинов и не мог расти. План «трезубца», наоборот, предполагал дальнейшее развитие и по большому счету именно он и стал основой для строительства города в последующие два столетия

Промышленное развитие привело в XIX веке к формированию вокруг исторического центра окраин с фабриками, заводами, поселками рабочих. Центр города оказался охвачен своеобразным промышленным кольцом.

Но шло время, трансформировалось общество, город переживал революции и войны, менялась политическая обстановка. В конце 20-х - начале 30-х годов его развитие вступило в новую фазу. Хлынувшие в город новые жители (о чем мы писали в отдельной статье) переполнили все имевшиеся жилые помещения. К тому же проведенное после революции «уплотнение», когда семьи рабочих получали возможность селиться в центре, завершилось крахом: ездить на работу на окраины отсюда было дорого, долго, а иногда просто не на чем.  Это была одна из причин, которая подтолкнула городское руководство к большим переменам в строительстве. Ну и, конечно, общее настроение новых ленинградцев, вера в светлое будущее, стремление к реализации грандиозных проектов тоже подталкивало к планам перестройки.

Впрочем, именно двадцатые годы ХХ века ознаменовались ростом самосознания горожан, появлением новой школы петербурговедения, связанной с именем Н.П. Анциферова. Именно в это время окончательно сформировалось представление об архитектурных памятниках центра Ленинграда как особом явлении, как ценности. Заметим, что еще в 10-е годы ХХ века такого представления в обществе не было, и город потерял множество интереснейших исторических построек. И хотя большевики вполне варварски относились, например, к церквям и сносили памятники, понимание того, что новый городской центр нельзя строить на месте старого, присутствовало.

И вот принято было решение о строительстве нового центра города. Была и еще одна причина его переноса. Империя развалилась, Финляндия получила независимость, и государственная граница придвинулась вплотную к городской. В принципе - при помощи дальнобойной артиллерии (ну, скажем из числа находившейся до 1918 года на форте Ино, и попавшей в руки финским войскам) можно было подвергнуть обстрелу центр Ленинграда вплоть до Смольного.

Все эти причины подтолкнули  к идее  переноса центра. К тому же при этом отчасти снималась проблема затопления больших территорий во время наводнений.  Авторами нового плана стали Л. Ильин и В. Витман. Согласно их предложению, административный центр переносился из Смольного в новые районы - Автово и Московского шоссе за заводом «Электросила». Оба этих района должны были слиться в единый огромный помпезный квартал с низкой плотностью застройки, обилием зелени, массой пропагандистских скульптур и монументов. Большие площади должны были быть удобными для парадов и демонстраций.

Размах был грандиозен. Строительство начали. На первых фото - грандиозное здание Дома советов на пересечении Московского шоссе с будущей дуговой магистралью (ныне Ленинский проспект). Но... проект не пошел. Собственно, и в эти годы, и в последующие десятилетия (вплоть до Хрущева, начавшего массовое дешевое строительство) городские власти явно переоценивали свои возможности в плане строительства грандиозных архитектурных ансамблей в ущерб потребностям горожан в элементарной отдельной квартире. Конечно помпезные «сталинки» и сейчас ценятся на рынке недвижимости, но в годы их планирования и возведения проблемы расселения сотен тысяч ленинградцев из бараков и коммуналок они ни в коей мере не решали. Да и строительная индустрия города была совершенно не на том техническом уровне, чтобы осилить такой грандиозный проект.

Уже в 1938 году Н. Баранов и А. Наумов, корректируя генеральный план строительства Ленинграда, отказались от идеи переноса центра города в южные районы. Дом советов так и остался уникальным памятником смелой попытке изменить градостроительные акценты и центры общественного притяжения.

В дальнейшем при составлении и воплощении в жизнь новых генеральных планов в 60-е - 70-е годы ХХ века идеи как-то кардинально изменить ситуацию уже не возникало. Город продолжал развиваться и строиться вширь, вдоль главных проспектов и улиц. Городская власть продолжала заседать в здании института благородных девиц, а вокруг него, прямо в центре, вопреки исторической застройке разместили десятки новых административных зданий - как городского подчинения, так и правительства Ленинградской области. В Ленинграде-Петербурге сложилась патовая ситуация, при которой административный, культурный центры и кампус (множество  вузов, иногда с общежитиями) по сути своей - одно и то же место. Это противоречие загоняет «в космос» стоимость аренды, усложняет транспортную ситуацию - ведь в исторический центр люди ездят не только приобщиться к культуре, в театр или на прогулку, но и на работу и на учебу. Да и множество сносов последнего времени явно завязаны на стремление получить прибыль от деловых, жилых и торговых помещений, возводимых на месте исторических зданий в центре. Возможно, если бы проект середины тридцатых получил свое завершение, ситуация в историческом центре была не настолько напряженной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Мария, финансист, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии