ФАС рассказала, что будет с лекарствами, продуктами и рекламой в 2015 году
Антропоморфная белочка и социальные сети
Руководители Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу рассказали о своей борьбе с картелями, рекламодателями, производителями и продавцами товаров и услуг в 2014 году и попытались приоткрыть планы на будущее. И как-то получилось, что по сравнению с наступившим 2015-м годом прошедший выглядит почти спокойно.
По словам руководителя управления Вадима Владимирова, в прошлом году антимонопольщики применили новый метод гуманизации наказания для нарушителей: до возбуждения дела они сначала пытаются образумить и предупредить вторую сторону. В ряде случаев это помогает. Например, в области контроля за соблюдением исполнения законодательства о защите конкуренции из 131 возбужденного дела 18 дел прекратили в связи с добровольным устранением нарушений.
В ПРОШЛОМ ГОДУ В ФАС ПРИМЕНИЛИ НОВЫЙ МЕТОД ГУМАНИЗАЦИИ НАКАЗАНИЯ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ: ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА ОНИ СНАЧАЛА ПЫТАЮТСЯ ОБРАЗУМИТЬ И ПРЕДУПРЕДИТЬ ВТОРУЮ СТОРОНУ.
В области контроля органов власти УФАС возбудила 23 дела, причем из них в 11 случаях были признаки необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. В качестве знаковых примеров прозвучали администрация Выборгского района, конфликтующая с застройщиками по поводу земельных участков, а также Комитет по транспорту правительства Петербурга, предоставляющий преимущественные условия одному из ГУПов. Поступило также более 5000 жалоб, связанных с контролем закупок в рамках закона о контрактной системе. Вадим Владимиров и один из его замов Роман Лучников, отказавшись от чиновничьей казуистики, объяснили это просто:
«Участники закупок говорят, что теперь в конкурсах можно даже поучаствовать. Раньше это было практически невозможно. Было позорное явление для нашего города – недобросовестные способы прописывания конкурсной информации. Это порождало множество проблем. Был непрозрачный порядок оценки, предоставлялись субъективные показатели. Из всех жалоб на нарушения большая часть приходилась именно на установление ненадлежащих требований к содержанию и составу заявки на торгах или необоснованный отказ в допуске к участию в торгах».
Определенных, хотя и несколько забавных успехов, удалось добиться антимонопольщикам и на ниве контроля за соблюдением закона «О рекламе».
Так, удалось пресечь незаконную рекламу водки, лицом (точнее - мордой) которой была небезызвестная белочка, которую замруководителя УФАС Пётр Яковлев с какой-то даже нежностью называет «антропоморфной белочкой». Оказалось, что производители водки рекламировали ее в социальной сети «ВКонтакте». Антимонопольщики отмечают, что сама сеть в этом споре выступает в суде в качестве третьего лица.
Положа руку на гречку
Очевидно, что особое внимание было уделено контролю со стороны ФАС над ростом цен. Этим вопросом заведует замруководителя управления Пётр Яковлев, вошедший также в петербургский Штаб по экономической безопасности.
Пётр Яковлев сообщил, что сам по себе рост цен не является нарушением. А вот обоснованность таких повышений как раз является предметом контроля и регулирования со стороны государства, причем в данном случае ФАС – главный государственный орган, работающий в этом направлении совместно с прокуратурой.
«С начала августа 2014 года в управление поступило более 1000 обращений, причем половина касалась как раз повышения цен, - сообщил Пётр Яковлев, – Например, по ситуации с подорожанием гречневой крупы мы проверили все, что только можно. И к торговле в данном случае у ФАС претензий нет, зато есть к производителям. А точнее – к фермерам Алтайского края. Мы бдительно следим за ситуацией, крупы под нашим постоянным контролем».
В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ УФАС ВОЗБУДИЛА 23 ДЕЛА, ПРИЧЕМ ИЗ НИХ В 11 СЛУЧАЯХ БЫЛИ ПРИЗНАКИ НЕОБОСНОВАННОГО ПРЕПЯТСТВОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ.
По словам представителей ведомства, в магазинах уже привыкли к постоянным проверкам со стороны ФАС. Особенно актуальна эта проблема для Санкт-Петербурга, где, как известно, самый большой в России удельный вес торговых сетей. Однако в антимонопольном управлении считают, что все они вполне конкурентны, поэтому никакой дискриминации не наблюдается.
«Сети – не вселенское зло, которое наживается на покупателях. Ругать их пока все-таки преждевременно», - уверяют в УФАС.
Специалисты пока не могут назвать, какие группы товаров особенно подорожали – причем необоснованно. А обоснованное подорожание служба не рассматривает. Например, как в случае с резко взлетевшей в цене рыбой.
«Потому что понятно, что рыба, привезенная из Аргентины, будет стоить с учетом доставки дороже, чем рыба, привезенная из Норвегии», - уточняют в ФАС. А вот почему дорожают отечественные овощи и фрукты, которые не требуют ни импортных составляющих, ни особых транспортных расходов, осталось неясным. Сотрудники ФАС уточнили, что с каждой группой товаров надо разбираться индивидуально.
«Вообще половина жалоб, поступивших к нам, вызывает удивление. Человек жалуется: почему в одном магазине один и тот же товар стоит 80 рублей, в другом – 30, а в третьем – 50? Так в чем проблема, почему он не может пойти и купить его по 30, а жалуется нам? Или он хочет, чтобы все было либо по 80, либо по 50? Потому что по 30 после таких жалоб он уже вряд ли будет. Надо все-таки понимать, что последние 25 лет мы живем в другой стране», - удивляются антимонопольщики.
Хуже всего придется не покупателям, а пациентам
В антимонопольной службе согласились, что тяжелее всего сейчас ситуация с импортными лекарствами и медикаментами.
«Очень плохая ситуация сейчас с импортозамещением. Валютная составляющая достигает 70%. Даже если лекарства производятся в России, две трети или больше составляют все равно импортные ингредиенты, - уточняет Вадим Владимиров. – В отношении жизненно необходимых лекарственных препаратов действует система госрегулирования. Однако этот вопрос больше важен для пациентов медучреждений и для самих больниц, клиник и поликлиник. Потому что закупка медикаментов производилась в прошлом году из расчета на определенную стоимость, а теперь получается, что рассчитывали, например, на 500 человек, а с учетом инфляции получат ее всего 250».
В ФАС уверяют, что будут следить за ситуацией с ростом цен на лекарства, однако уточняют, что этот вопрос относится больше к компетенции Росздравнадзора, прокуратуры и правительства.
УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК ГОВОРЯТ, ЧТО ТЕПЕРЬ В КОНКУРСАХ МОЖНО ДАЖЕ ПОУЧАСТВОВАТЬ. РАНЬШЕ ЭТО БЫЛО ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. БЫЛО ПОЗОРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА – НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОПИСЫВАНИЯ КОНКУРСНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
На фоне таких серьезных глобальных вопросов как-то мелочно было задавать вопросы про навязчивые SMS-рассылки, а также перепичканные рекламой телеканалы. Но сотрудники ФАС прокомментировали и это.
Так, оказалось, что в 2014 году вдвое по сравнению с 2013-м сократилось количество заявлений в службу на незаконную SMS-рекламу. За рассылку такого спама наложено штрафов почти на 5 млн рублей.
Что касается чрезмерно частой рекламы на телевидении, то Вадим Владимиров тут же на пресс-конференции поручил заняться и этим. Правда, уточнив, что Федеральная антимонопольная служба является самым малочисленной из всех федеральных надзорных ведомств.
Так, в Федеральной налоговой службе трудятся около 100 тысяч человек, в Россельхознадзоре – 10 тысяч, а в ФАС – всего 3 тысячи человек на всю Россию. В Петербурге, например, в штате ведомства всего 75 человек. Так что тут бы с ценами и белочками разобраться…
- В Голландии установили самый умный писсуар в мире
- Арбитраж признал торги по наружной рекламе на 1,1 млрд незаконными
- Госдума запретила рекламу на коммунальных квитанциях
- «Грузовичкофф» оштрафуют за рекламу из-за приписки нечитаемым шрифтом
- КГИОП сможет через суд демонтировать наружную рекламу со зданий-памятников