Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Блог на правах рекламы

 Фото: freeimages.com Фото: freeimages.com Времена, когда можно было открыто и безнаказанно высказываться в Интернете, стремительно уходят. Сегодня за свои слова придется отвечать по всей строгости закона. И порой провести разницу между выражением своего мнения и действием, которое нарушает законодательство, крайне сложно. Не добавил ясности с открытостью в Сети и нашумевший «Закон о блогерах» - 97-ФЗ, принятый в прошлом году. Напомним, он ввел в правовое поле понятие «блогер». Но сами блогеры считают это определение неполным и некорректным, и уверены: закон не работает. Они выступают за создание рынка рекламы в социальных сетях и блогах. О том, что на доходах от рекламы держатся многие другие сферы, в частности - СМИ, говорить не приходится. Но нужно ли регулировать этот рынок в блогах? В этом вопросе разбирался ОК-inform

Напомним, по закону блогером считается «владелец сайта и (или) страницы в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тысяч пользователей». При этом блогер обязан соблюдать российское законодательство: проверять достоверность размещаемой информации, не допускать, чтобы его сайт использовался для совершения уголовно наказуемых деяний и пр. Блогер может излагать на своей странице личные суждения и размещать на платной основе рекламу. За несоблюдение своих обязанностей он несет административную, уголовную и иную ответственность.

По закону блогером считается «владелец сайта и (или) страницы в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тысяч пользователей».

Впрочем, любой пользователь, заводящий аккаунт в соцсети, соглашается с правилами работы этой площадки, тем самым обрекая себя на ряд ограничений. Например, пользователям «ВКонтакте» запрещается создавать «фальшивые» аккаунты, пропагандировать на своей страничке употребление наркотиков, в том числе «цифровых» (звуковых файлов, оказывающих воздействие на мозг человека за счет бинауральных ритмов), спамить и делать многое другое, что не позволяют законы РФ. За все это пользователь несет личную ответственность.

Сетевой публицист Николай Камнев является членом экспертной группы, которая существует с лета 2014 года и призвана доработать закон о блогерах. Эта группа собиралась несколько раз. «Об этом законе шумели очень многие. Но практика показывает, что непосредственно читало его мало людей, а понимают - вообще единицы», - рассказывает  Николай Камнев. Это хорошо, что закон ввел в правовое поле определение «блогера», но оно не отражает суть происходящего, считает сам блогер. По его мнению, блогер - это не владелец сайта, а владелец аккаунта на какой-то площадке. То есть блогер, в его интерпретации, - это не только тот человек, который ведет свой блог, скажем, в «Живом журнале», а любой пользователь социальной сети. Допустим, вы создали страничку в сети «ВКонтакте». С этого момента (вне зависимости от вашей активности в Сети) вы являетесь блогером. В законе вообще не хватает определений, уверен Николай Камнев. Например, того, что такое социальные сети. Соцсети - яркий феномен современности, который позволяет людям общаться не только друг с другом, но и с известными людьми и высокопоставленными чиновниками.

Очевидно, что размещать на таких площадках рекламу - дело благодатное. По оценке Ассоциации рекламных агентств, в прошлом году объем рынка интернет-рекламы в России составил 59 млрд рублей, показав годовой рост около 20%. И если долю медийной и контекстной рекламы в этой сумме рассчитать можно, то реклама в блогах и социальных сетях почти полностью является теневой. Дабы вывести этот сегмент из тени, Николай Камнев предлагает разрешить рекламу в личных аккаунтах в соцсетях и в блогах без ограничений по ее тематике (за исключением того, что запрещено законом, разумеется). Блогер также предлагает разрешить компаниям при расчете налогов относить расходы по контрактам с зарегистрированными блогами как затраты на рекламу в СМИ. Помимо того, что подобная мера легализует этот рекламный рынок, это также будет стимулировать блогеров регистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора, где сейчас содержатся сайты, которые посещают в сутки более 3 тысяч пользователей. Кстати, примерно так же в начале 1990-х годов формировался рынок рекламы на телевидении и в других СМИ: везде в течение нескольких лет была реклама табака и алкоголя, чего сейчас не встретишь. Это помогло сформировать рынок рекламы во всей стране.

Соцсети - яркий феномен современности, который позволяет людям общаться не только друг с другом, но и с известными людьми и высокопоставленными чиновниками.

«Кто бы мог подумать, что понятие «блогер» еще каких-то пять лет назад могло обсуждаться в контексте законотворческой деятельности», - размышляет руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров. В последнее время управление все больше заботит реклама в социальных сетях, в частности - алкоголя, и нарушений тут значится много. Но работы хватает и на других фронтах, поэтому реклама в соцсетях - не первоочередная задача для контролеров. «Мы лучше бросим все свои силы на наружную рекламу или рекламу на телевидении, которую явно увидят миллионы человек, чем на ту, что размещается в блоге», - объясняет Вадим Владимиров. Однако недавно Алтайское территориальное управление ФАС возбудило дело по факту такого нарушения закона о рекламе. Недолго поразмыслив, петербургские коллеги решили не отставать: на днях антимонопольщики также привлекли к ответственности администрацию группы в «ВКонтакте» за размещение рекламы алкоголя. Дабы не создать «эффект Вятского кваса», мы не будем называть этот напиток и его производителя.

Советник юридической компании Borenius Павел Савицкий считает, что законодательство о рекламе работает и дополнительные изменения в закон о блогерах, касающиеся рекламы, вносить вообще не нужно. «В контроле законодательства о рекламе в части ее содержания заинтересованы либо коммерческие компании, которые страдают от размещения ненадлежащей рекламы, либо государство как защитник общественного интереса. Те органы, которые призваны контролировать жуткие виды рекламы (проституция, порнография и др.), уже это делают. Возможно, не надо это возлагать на ФАС», - считает юрист. В России ежегодно принимается 20 тысяч нормативных актов во всех возможных сферах. Поэтому, по мнению юриста, не нужно форсировать события и пытаться создать рынок рекламы в блогах: за этим процессом можно просто наблюдать, и рынок сформируется сам.

Справка ОК-inform

Если вы решили завести блог, будьте готовы к огромному количеству конкурентов. По данным сайта helloblogger.ru, новый блог появляется каждые полсекунды, а в сутки рождается 172,8 тыс. новых блогов.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии