Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Стала ли «Жемчужина» чайна-тауном?

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org В ряде статей мы рассматривали удачные и неудачные примеры современного строительства в Петербурге. Сегодня поговорим об одном весьма обсуждаемом и необычном проекте - «Балтийской жемчужине»

Одним из специфических феноменов нашей весьма своеобразной городской политической жизни стали «страшилки». Если власть или бизнес выступает с некоей инициативой (обычно речь идет о новостройках) - ряд политических деятелей, считающих себя оппозиционерами, и общественных организаций, начинают настраивать жителей окружающих будущую новостройку районов, запугивая картинами грядущей тяжелой жизни. Именно так произошло с «Балтийской Жемчужиной». Когда возникла идея строительства нового квартала на Петергофском шоссе - всех пугали, что в Красносельском районе появится чайна-таун: все заполонят китайцы, все выкупят китайцы, и жить станет совершенно невозможно. Переубедить испугавшихся людей было очень трудно. Действительно, строить квартал начала «Шанхайская Заграничная Объединенная Инвестиционная компания». Но страхи не оправдались. Квартал строился под руководством китайских менеджеров, но с привлечением широкого круга петербургских подрядчиков. С пуском первой очереди стало ясно - это успешный коммерческий проект, в основе которого - продажа жилья. Сюда стали въезжать обычные петербуржцы, как правило, молодые семьи с детьми. С расширением строительства появилась и инфраструктура: садики, школа, магазины, открылся торговый центр «Жемчужная плаза». Когда возникла идея строительства нового квартала на Петергофском шоссе - всех пугали, что в Красносельском районе появится чайна-таун: все заполонят китайцы, все выкупят китайцы, и жить станет совершенно невозможно.

Наш интерес к этому микрорайону объясняется достаточно редкой для современного Петербурга и почти обязательной для Петербурга прошлого ансамблевой застройкой. Весь район делается по единому архитектурному проекту, предусматривающему ядро из офисных и коммерческих зданий и жилые кварталы по сторонам с постепенным повышением этажности от Петергофского шоссе к Финскому заливу. Архитектурной доминантой района в первом варианте должна была стать башня - своеобразный маяк на берегу. Но экономический кризис 2008 года наложил на проект свой отпечаток. Чуть меньше стало торжественности и помпезности. Центральными постройками стали административный корпус в виде раковины и кубическая «Жемчужная плаза». В целом, проект стал более согласованным с окружающей застройкой, менее кричащим о своей уникальности, но, впрочем, и более безликим. 

А что же жители? В сети есть несколько форумов, на которых они общаются, и там картина очень своеобразная: (видимо) конкуренты - застройщики выпускают в такие площадки своих «сетевых хомячков», которые рассказывают об ужасах жизни в новом жилом комплексе. Особенно радуют записи о «вое волков» из окрестного леса. Однако даже «хомячки» не пугают больше людей толпами китайцев, потому что их просто нет. Обычные жители, новоселы, конечно, жалуются на проблемы: неудачно поставленные окна, высокий уровень шума с шоссе, ржавую воду и пр., но  в голос говорят о том, что подобное есть и в других районах. Всех устраивает именно комплексность застройки, столь нехарактерная для других микрорайонов, хорошо подготовленная инфраструктура и приятное социальное окружение: в новый район, как правило, переезжают более успешные люди.  Мало того, как и ожидалось, «Жемчужина» стала местом притяжения для жителей «старых» кварталов Красносельского района, в котором торговых центров, магазинов, кафе изрядно не хватает.

Но есть одна проблема, которую ни строители, ни районные власти решить не в силах - транспортная. В Красносельском районе нет ни одной станции метро. «Жемчужине» обещали сначала монорельс, потом просто быстрый экспресс, но в итоге этот проект загас и выбираться на работу или учебу жителям приходится через все те же «Проспект Ветеранов» или «Автово», катастрофически перегруженные и до начала строительства микрорайона. И перспективы быстрого решения нет - метро нынешними темпами может прийти в «Жемчужину» лет через двадцать.

«Жемчужина» стала местом притяжения для жителей «старых» кварталов Красносельского района, в котором торговых центров, магазинов, кафе изрядно не хватает.

У истории с «Жемчужиной» - два аспекта: социальный и градостроительный. Первый показывает - не надо верить слухам, не надо впадать в истерику и поддаваться на провокации. Если какая-то проблема в жизни города беспокоит - нужно просто в ней разобраться и посмотреть открытую и доступную в сети документацию по строительству. Второй - нашему городу нужны такие проекты. Новоселам намного комфортнее жить в районах, где сразу строится и необходимая инфраструктура. А для облика города важны проекты, предполагающие создание ансамблей - это наша давняя петербургская традиция.

И, напоследок, еще одна проблема, раздутая противниками строительства: мол, на этом месте проходили бои в годы Великой Отечественной войны. Как историк, занимающийся юго-западными окраинами Петербурга, автор ответственно заявляет: комплекс строится на намывных территориях, созданных в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ в. Известный бой 124 танковой бригады в октябре 1941 года (о котором мы писали в отдельной статье) проходил на Петергофском шоссе, за которым, собственно, и начинался подходивший к нему вплотную Финский залив.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии