Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Диктует собственник

 С момента своего основания в октябре 2003 года Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) Северной столицы осуществляла контроль за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В зону ее ответственности также входило рассмотрение дел об административных правонарушениях, координация деятельности исполнительных органов в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг. Но в прошлом году ситуация изменилась. Корреспондент OK-inform беседует с начальником госжилинспекции Санкт-Петербурга Владимиром Зябко

- Владимир Михайлович, вы возглавляете жилищную  инспекцию с первого дня. Как за это время изменились полномочия подведомственной вам ГЖИ?

- Действительно, я стоял у истоков создания этой государственной структуры.  Создавать серьезную организацию, которая бы занималась контролем и надзором и пользовалась авторитетом у горожан, было очень непросто. Потому что кадры по такой специальности не готовят ни в одном учебном заведении страны. Я имею в виду инспекторов, которые профессионально могут проверять состояние коммунального хозяйства города. К сожалению, сегодня в Российской Федерации никто не занимается такой кадровой политикой, а без профессионалов делать любое дело достаточно тяжело. Но в настоящее время такая структура в городе есть. Я совершенно ответственно могу заявить, что работают в ней профессионалы, которые, конечно,  нарабатывали опыт методом проб и ошибок, но теперь настолько хорошо знают свое дело, что в состоянии 2-3 раза в год обследовать каждый многоквартирный дом Петербурга, а их, напомню, 22 847.

Что касается полномочий, то, как вы правильно заметили, мы начинали с контроля за эксплуатацией жилого фонда, который в последние годы увеличивается ежегодно на 2,5-3 млн кв. метров и на сегодня превышает 130 млн. В 2013 году инспекцией разработано Положение о государственном региональном жилищном надзоре. И теперь она реализует полномочия Санкт-Петербурга по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.

Кроме того, Федеральным законом от 21 июля 2014 года №255-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, с 01.09.2014 вступил в силу раздел Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами» - и теперь мы также отвечаем за выдачу лицензий управляющим организациям и будем осуществлять лицензионный контроль за их деятельностью. Кроме этого на нас лежит контроль за формированием фонда капитального ремонта в Санкт-Петербурге.

- В 2004 году удельный вес жалоб по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в инспекцию, составлял 5,9% от общего количества жалоб, поступивших в отраслевые органы исполнительной власти Санкт-Петербурга. 4 года спустя он вырос до 21,2%. Сколько жалоб поступает в инспекцию сегодня? На что жалуются петербуржцы? И какие меры принимаются вами для защиты их прав?

- В 2014 году в инспекцию поступило 22 595 обращений граждан. Это на 4 836 жалоб меньше, чем годом ранее. Тогда из-за изменений в начислении платы за отопление было много ошибок, жители получали неадекватно большие счета и, естественно, пытались их опротестовать, обращаясь в первую очередь, к нам. В прошлом году выписали предписаний и наложили санкций на управляющие организации на 149,1 млн рублей. Находим массу нарушений. Например, при плановой проверке Московского района был выявлен ущерб бюджету на сумму превышающую 300 млн рублей, в том числе по перетопам - на 200 млн и по текущим ремонтам - на 110 млн рублей.

- Приведите, пожалуйста, примеры обращений граждан, с которыми вам приходится разбираться.

- Раз уж я упомянул Московский район, начну с него. К нам поступило обращение от гражданина, проживающего по адресу: улица Решетникова, дом № 17, по подводу частого отключения электроэнергии. Инспекция провела проверку, в результате которой было установлено, что ОАО «Ленэнерго» проводило работы по установке общедомовых приборов учета электроэнергии, которые осуществлялись без предоставления проектной документации и без согласования проведения работ с управляющей компанией. В ходе этих работ был нарушен технологический процесс, в связи с чем происходили неоднократные отключения электроэнергии. Во время проведения проверки при осмотре главного распределительного щита, а также квартирных щитков на лестничных клетках дома было установлено, что оборудование находится в исправном состоянии, однако на лестничных клетках обнаружены нарушения технической эксплуатации, а именно: на лестничной клетке № 2 с 1-го по 5-й этажи наличие граффити, а у входной двери на 1-м этаже отслоение штукатурного слоя стен. Мы возбудили дело об административном нарушении по ст.7.22 КоАП РФ и выдали предписание управляющей компании для устранения нарушений. Предписание было исполнено полностью, проведен текущий ремонт. Штраф уплачен.

Два следующих примера касаются обращений, поступивших к нам из Колпинского района. Житель дома № 4 по Красной улице в Колпино пожаловался на содержание лестничной клетки. Жалоба оказалась обоснованной: на лестничной клетке выявлены нарушения (отслоение краски). В соответствии с нашим предписанием управляющая организация выполнила косметический ремонт лестницы. Пример колоссального терпения показал житель дома № 4 по бульвару Трудящихся, у которого  с 04.10.2013 до окончания отопительного сезона в 2014 году не осуществлялось отопление по стояку кухни и ванной комнаты, что является серьезным нарушением п. 31 и Приложения № 1 Правил № 354. Он написал нам в апреле 2014-го. Кроме этого, при осмотре лестничной клетки также были выявлены отслоения краски стен. Управляющая организация выполнила ремонт лестничной клетки и восстановила неисправность в стояке отопления.

- Разве жители с такими проблемами не должны обращаться непосредственно к своей управляющей компании?

- Они и обращались. Вот только управляющая организация ничего не делала, пока не получила предписание и наказание в виде штрафа.

- Есть ли надежда, что в этом году отношение УК к своим обязанностям изменится? Ведь теперь они будут работать по лицензии.

- В первую очередь ради повышения качества обслуживания многоквартирных домов и было введено лицензирование.

- Расскажите, пожалуйста, как этот процесс идет и чем он в конце концов завершится. Ваш  прогноз: сколько организаций уйдет с рынка, кто останется наверняка?

- Процедура лицензирования в Санкт-Петербурге проходит в соответствии с графиком. В декабре была создана лицензионная комиссия. С 22 января начались и сейчас продолжаются экзамены на получение квалификационного аттестата. На сегодня у нас 508 заявлений от 213 управляющих организаций. Люди уже получают квалификационные аттестаты. К 1 мая выдадим лицензии всем, кто подойдет под критерии, коих 6. Я не буду перечислять все, но самый сложный, наверное, - квалификационный  экзамен. С первого раза его сдают не все. А порядка 100 управляющих организаций еще даже не подали заявления на сдачу экзамена. Между тем остается не так много времени для своевременного получения аттестата, экзамен необходимо сдать до 15 марта. После чего те компании, в которых нет квалификационного аттестата хотя бы у одного должностного лица, автоматически прекращают свою деятельность в городе на Неве. Сколько их будет, сказать не берусь. А 1 апреля завершается прием документов от УК на получение лицензии. Месяц нам отпущен на то, чтобы их проверить, после чего выдается лицензия. С 1 мая без лицензии работать в Петербурге запрещено.

Второй по сложности критерий - раскрытие информации. На настоящий момент все действующие УК должны иметь сайты, на которых указан адресный перечень обслуживаемых ими домов, доходы и расходы компании, работы, которые проводились в течение года по каждому дому. После получения лицензии им придется также указывать подробное техническое состояние многоквартирного дома, а также есть ли в нем Совет дома, даты проведения общественных собраний, взыскания, наложенные на компанию - и так далее в соответствии с приказом Минстроя и ЖКХ РФ № 882 от 22.12.2014 года.  Кстати, эта информация должна быть размещена не только на сайте управляющей организации, но и на сайтах жилищного комитета и Минстроя РФ. Если такой информации нет, УК получит предписание, и, если в течение года дважды его не выполнит, она может быть лишена дома, по которому получено предписание. В случае же выявления неоднократных нарушений по 15% домов компания лишится лицензии и не будет иметь права в течение 3 лет заниматься аналогичной деятельностью на территории всей страны. По опыту знаю, что такая ситуация маловероятна, так как УК все же стараются работать хорошо. Но бывают тяжелые дома.

- А если собственники, несмотря на нарушения, захотят и дальше сотрудничать с данной управляющей организацией?

- Собственники имеют такое право. И если они пожелают остаться с этой УК, решение об исключении многоквартирного дома из реестра лицензии не будет играть никакой роли. Поэтому очень важно, чтобы управляющие компании активнее работали с собственниками, с советами домов - по всем вопросам, касающимся обслуживания дома. Потому что именно собственники диктуют, а УК исполняет их требования.

- Если компания не получит лицензию до 1 мая, что будет с домами, которые она сейчас обслуживает?

- Собственникам придется провести общее собрание и сначала принять решение относительно формы управления домом, а потом выбрать компанию, которая их дом будет обслуживать.  Согласно Жилищному кодексу, собственники могут вверить свой дом управляющей организации, создать товарищество собственников жилья либо оставить дом на самообслуживании. Такая форма удобна для небольших домов, где соседи хорошо знают друг друга и могут договориться, когда нужно пригласить сантехника или электрика, нанять дворника (либо убирать лестницы и придомовую территорию самостоятельно  по очереди).  В этом случае квартплата остается у них. А с ресурсоснабжающими организациями им придется заключить прямые договора. Если же собственники  в течение 2 недель после лишения УК лицензии сами не выберут форму управления и управляющую организацию, администрация района проведет конкурс и передаст дом победителю.

- Каковы задачи ГЖИ на 2015 год?

- Лицензирование. Это задача номер один. Плановые проверки. В этом году проверим три района: Кировский, Калининский и Василеостровский. Будем смотреть и текущее содержание дома, и качество капитального и текущего ремонтов. Проверим 29 управляющих организаций. А основной акцент сделаем на проведении текущего ремонта. Надзор за капремонтом многоквартирных домов с нас снимают, там будет региональный оператор и дефектовать, и осметчивать, и осуществлять строительный надзор, и оплачивать. А вот с текущим ремонтом (частичный ремонт труб, косметический ремонт лестниц, козырьков, дверей, замена оконных рам и т.д.) проблем много. Работы не дефектуются, сметы не составляются. А бывает, сделают текущий ремонт, а через месяц приступают к капитальному. То есть расходуют средства дважды. Поэтому именно в этой части должны активнее действовать советы домов. А мы со своей стороны планируем выйти на вице-губернатора Игоря Николаевича Албина с предложением о разработке нормативных документов, которые бы четко регламентировали текущий ремонт, в том числе составление сметы, порядок выполнения, участие советов домов.

- Вице-губернатор Игорь Албин считает, что одна из задач инспекции - заниматься просвещением граждан. Как планируете просвещать?

- Просвещением мы занимаемся с первых дней своего существования. При любой проверке объясняем людям их права и обязанности. Кроме того, о своей работе мы рассказываем и на сайте, и в СМИ. Причем не только о том, что связано с содержанием домов или ремонтом. Говорим, например, о советах домов, о законодательстве. Регулярно проводим семинары с председателями ТСЖ и ЖСК по самым актуальным вопросам. Сейчас создаем общественный совет при госжилинспекции. Тем не менее население мало что знает. Но это не наша вина, это общая беда. Живя в СССР, мы привыкли полагаться на государство. Люди, бесплатно приватизировав квартиры, так и не поняли, что, став собственниками, лично несут ответственность не только за свою квартиру, но и за общедомовое имущество и за придомовую территорию. Возьмем дачи - никто же не ждет, что придет кто-то и починит крышу, крыльцо или уберет во дворе.  Абсолютно такое же отношение должно быть и к многоквартирному дому. Только здесь речь идет не об одной семье, а обо всех жителях. Решение они должны принимать сообща.

- Если собственники не довольны работой управляющей организации, как им следует действовать? Пошаговую инструкцию, пожалуйста.

-  На сегодня в соответствии с п. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет его условий, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Таким образом, собственникам следует собрать общее собрание и принять решение, которое отражается в протоколе. В дальнейшем собственникам в данном вопросе поможет лицензирование, как я уже говорил.

Фото Лилианы Глазовой.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Женя, студентка, 21 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии