Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Экспертиза строительных объектов: в поисках единого подхода

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Вопросы качества проведения экспертизы строительных объектов и сроков выполнения работ продолжают волновать профессиональное сообщество

На последнем заседании рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения Общероссийского народного фронта в СПб с докладом выступил Игорь Геннадьевич Юдин, заместитель директора СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы»

По его словам основной проблемой большинства проектов остается подготовка исходно-разрешительной документации. Сроки проведения экспертизы любой формы - как государственной, так и негосударственной - определены законом:  45 дней для объектов жилищного строительства и 60 - для объектов промышленного назначения. Но из-за того, что исходно-разрешительная документация подготавливается очень слабо (плохо прорабатываются строительные пятна, оказываются нерешенными вопросы с монополистами и т.д.), ее приходится возвращать на доработку. Отсюда - ощущения затягивания сроков. «Подобные ошибки на совести либо заказчиков, либо проектировщиков, - подчеркнул Игорь Юдин. - Уровень знаний у последних зачастую продолжает оставаться невысоким».

Беспокойство представителя госэкспертизы вызывает существование института негосударственной экспертизы, а точнее тот факт, что они действуют в разных правовых полях.

Беспокойство представителя госэкспертизы вызывает существование института негосударственной экспертизы, а точнее - что они действуют в разных правовых полях.

«Сегодня в России действует более 400 негосударственных экспертиз, а в нашем городе - около 30. Из них лишь 4-5 работают профессионально, - поделился своим мнением Игорь Юдин. - Поэтому в связи с многочисленными фактами проведения некачественной экспертизы проектной документации в предприятиях, оказывающих услуги по осуществлению негосударственной экспертизы, и в целях социальной защиты  граждан предлагается в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе на уровне субъекта Федерации, добавить:

- многофункциональные объекты, т.е. имеющие 2 и более функциональных назначения, включая жилищное строительство;

- объекты массового пребывания людей - как требующие мероприятий по антитеррористической защищенности;

- объекты жизнеобеспечения регионального значения (инженерные сооружения, линии связи, линейные объекты и т.д.);

- объекты здравоохранения, образования и социального обеспечения независимо от источников финансирования».

OK-inform обратился к представителям других предприятий, выполняющих экспертизу, с просьбой прокомментировать предложение коллег.

Александр Иванович Орт, генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза», председатель комитета по безопасности и качеству строительства при координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО:

«Предложения представителей госэкспертизы - это продолжение нагнетания противоречий между государственной и негосударственной экспертизой со стороны госэкспертизы. Очередная попытка вместо того, чтобы искать и находить пути сближения,  вбить очередной клин. У государственной экспертизы после появления негосударственной резко сократилось количество заказов, возникла конкуренция. Есть желание путем ограничения полномочий негосударственной экспертизы поправить свою ситуацию.

С позиции разрешения ситуации я бы посмотрел следующим образом: в администрации Санкт-Петербурга есть комитет по госзаказу, который проводит конкурсы по объектам стоимостью более 50 млн рублей. Может, пойти по этому же пути и обязать заказчиков проходить государственную экспертизу на объектах стоимостью более 50 млн рублей, а все, что менее, разрешить рассматривать в любой экспертизе? Это решение позволило бы снять вопросы о том, почему не осваивается бюджет, увеличить количество объектов строительства. Надо приближаться к единой экспертизе, а не удаляться от нее».

Виктор Алексеевич Зозуля, генеральный директор «Негосударственной экспертизы проектов строительства»:

«Я бы даже расширил этот перечень предлагаемых объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе на уровне субъекта Федерации. Но такие предложения в рамках деятельности НОЭКС мы уже неоднократно подавали в бывший Минрегион и в нынешний Минстрой. Реакции пока ноль.

Привести к единому знаменателю правовое поле, в котором сегодня работают государственная и негосударственная экспертизы, очень просто. Надо решить вопрос о создании в области экспертной деятельности здорового рынка неценовой конкуренции, основным компонентом которой является конкуренция на основе качества предоставляемых услуг при одинаковой узаконенной системе расчета и взимания платы за эти услуги.

Президент страны Владимир Путин призывает снизить административное давление на бизнес, освободить государство от регулирования в сфере строительного бизнеса.

А вот теперь посудите сами, может ли быть в нынешних условиях здоровая конкуренция между негосударственными экспертными органами и государственными организациями субъектов федерации, более трети из которых аккредитованы на право проведения негосударственной экспертизы, да еще с поддержкой мощного административного аппарата? Конечно же, нет! Отсюда вывод - необходимо либо законодательно запретить государственным экспертным органам субъектов федерации аккредитовываться на право проведения негосударственной экспертизы (тем более что в законодательном плане и разрешения на такую аккредитацию нет!), либо вообще упразднить государственные экспертные организации субъектов Федерации, переаккредитовав их в негосударственные экспертизы. Страшного в этом ничего нет, так как все эксперты проходят единую квалификационную аттестацию и никакой разницы между аттестованными специалистами государственной экспертизы субъектов федерации и негосударственной экспертизы нет.

Единственные, по кому это ударит, - это чиновники разного уровня в субъектах Федерации, поскольку их лишат права использовать административный ресурс. Но ведь в свете борьбы с коррупцией президент страны Владимир Путин призывает именно к этому - снизить административное давление на бизнес, освободить государство от регулирования в сфере строительного бизнеса.

Александр Вячеславович Гаврилов, директор Учреждения ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза»:

«Мы в целом поддерживает предложения ряда органов государственной экспертизы о включении в перечень объектов, проекты которых подлежат исключительно госэкспертизе на уровне субъекта Российской Федерации. Ведь перечисленное в нем действительно имеет решающее значение для безопасного функционирования жизненно важных для регионов объектов капитального строительства, для устойчивого развития территорий и создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. На наш взгляд, следует только уточнить понятие многофункциональных объектов в жилищном строительстве, иначе любой жилой дом со встроенными или пристроенными на первом этаже помещениями для обслуживания населения или для офисной деятельности попадет в этот список. Вероятно, таким уточнением может стать, например, предельный процент площади помещений  общественного назначения в жилых домах, при превышении которого объект подлежит государственной экспертизе.

Нынешние проблемы, связанные с так называемой «точечной застройкой», возникают прежде всего в связи с отсутствием документации по планировке территорий или тем, что она некачественно подготовлена.

Считаем необходимым обсудить вопрос о  проведении обязательной государственной экспертизы  градостроительной документации - и в первую очередь документации по планировке: проектов планировки и проектов межевания территорий. Не секрет, что нынешние проблемы, связанные с так называемой «точечной застройкой», возникают прежде всего в связи с отсутствием документации по планировке территорий или  тем, что она некачественно подготовлена. Земельный кодекс в редакции, измененной Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, внес некоторые уточнения в вопрос о необходимости разработки этих документов, определив случаи, когда без их утверждения невозможно предоставление земельных участков для строительства. Это  очень важное нововведение уже позволяет ограничить возможность формирования и предоставления таких участков без соблюдения требований нормативных документов. Градостроительный кодекс в частях 12 и 12.1 статьи 45 обязывает органы государственной власти или местного самоуправления, заказавшие разработку документации по планировке территорий, проводить ее проверку на соответствие требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Однако в настоящее время квалификация многих органов местного самоуправления, а зачастую и их заинтересованность в продвижении определенных проектов не позволяют объективно и профессионально проводить соответствующую проверку. Кроме того, Градостроительный кодекс разрешил в части 8 статьи 45 уполномоченным органам исполнительной власти самостоятельно осуществлять разработку документации по планировке территорий. Тем самым создана ситуация, при которой один и тот же орган может разрабатывать соответствующую документацию и осуществлять ее проверку.

Не будем скрывать, органы госэкспертизы менее всего зависимы от интересов отдельных заказчиков, а их заключения гораздо более весомы для органов местного самоуправления.

Учитывая также и то, что только на стадии разработки документации по планировке территории закладываются многие параметры, от которых зависит соблюдение регламентов и нормативов на следующей за ней стадии архитектурно-строительного проектирования, и то, что их соблюдение уже невозможно проверить при проведении экспертизы проектов отдельных зданий, считаем необходимым включить в Градостроительный кодекс требование о проведении обязательной государственной экспертизы документации по планировке территорий. Именно государственной, потому что, не будем скрывать, органы госэкспертизы менее всего зависимы от интересов отдельных заказчиков, а их заключения гораздо более весомы для органов местного самоуправления.

А для того, чтобы органы государственной и негосударственной экспертизы работали в едином правовом поле, на наш взгляд, необходимо требования всех нормативно-правовых документов, устанавливающих ответственность органов госэкспертизы за качество исполнения обязанностей, за соблюдение требований к формированию реестров заключений и передачу сведений о результатах экспертизы органам, обеспечивающим формирование информационной системы градостроительной деятельности, распространить на организации, осуществляющие негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Максим, оператор автораскроя, 28 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии