Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Кто заплатит за проезд?

 Фото: rzd.ru Фото: rzd.ru Восстановление пригородного железнодорожного сообщения может оказаться не таким простым вопросом. Правительство, РЖД и регионы предлагают свои варианты выхода из тупика

После знаменитой реплики президента Владимира Путина «Вы что, с ума сошли что ли?», произнесенной 4 февраля, в регионах было восстановлено более 300 пригородных поездов, отмененных с начала года. Однако, поскольку страна наша живет в условиях рыночной экономики, по крайней мере, пока за предоставленную услугу необходимо заплатить.

В ответ на восстановление поездов со стороны РЖД власти многих субъектов, не мудрствуя лукаво, повысили тарифы, поскольку компенсировать выпадающую разницу им просто не из чего. По данным, озвученным в ходе очередного совещания у президента 18 февраля, в Марий Эл средний тариф вырос с 22 до 89 рублей, в Забайкальском крае - с 22 до 90 рублей. При этом резко сократилось число пассажиров.

В регионах было восстановлено более 300 пригородных поездов, отмененных с начала года

Ранее восстановление прерванного сообщения в РЖД оценили в 22 млрд рублей. Как рассказал 4 февраля начальник департамента РЖД Геннадий Верховых, общие расходы всех российских пригородных пассажирских компаний (ППК) составляют около 100 млрд рублей. При этом зарабатывают они около 50 млрд. Половину из оставшейся суммы покрывает федеральная субсидия в 25 млрд рублей. Оставшиеся средства монополия предложила привлечь за счет обнуления НДС, возврата скидки за использование инфраструктуры, а также субсидий из региональных бюджетов.

Правительство готово пойти навстречу железнодорожникам и изменить принятые ранее решения, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович в ходе совещания у президента 18 февраля. В частности, уже подготовлено предложение о снижении доли оплаты инфраструктуры с 25 до 1%, то есть возврат к прошлогодней системе. Эта мера, по оценке господина Дворковича, потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета в размере 8,7 млрд рублей. Кроме того, правительство предлагает понизить ставку НДС по пригородным железнодорожным перевозкам до 10%, допуская установление нулевой ставки, и четко наладить выплату РЖД субсидии за перевоз федеральных льготников.

Для сбалансированности и устойчивости пригородного сообщения регионы получат 15 млрд рублей

Впрочем, кабмин приготовил «бонус» и для другого участника противостояния. 19 февраля министр транспорта Максим Соколов заявил, что «для сбалансированности и устойчивости пригородного сообщения» регионы получат 15 млрд рублей. Помимо нехватки средств, ранее региональные власти жаловались на непрозрачность расходов, предъявляемых железнодорожной монополией к компенсации. Владимир Путин поручил правительству срочно «раскрыть», как формируется тариф пригородными компаниями.

Со своей стороны железнодорожники заверяют, что ничего не утаивают от региональных властей, и даже готовы передать подвижной состав в уставный капитал пригородных пассажирских компаний в 27 регионах, где монополия является учредителем ППК наряду с региональными властями.

Что касается пассажиров, то им так же придется внести свой посильный вклад в решение проблемы. «Если бы все платили за билеты даже по нынешним тарифам, проблем с дефицитом по пригороду не было бы вообще. Нужно потихоньку эту проблему решать. Не должно быть ситуации, когда одни платят за других», - рассуждает вице-премьер Аркадий Дворкович.

По оценке Счетной палаты, в 2012-2014 гг. было отменено 894 пригородных поезда

То, что населению придется заплатить, подтверждает и недавнее решение Санкт-Петербургского УФАС о сохранении введенного в январе дополнительного сбора за продажу билетов в пригородных поездах. Ранее глава управления Вадим Владимиров выражал уверенность в «хороших» перспективах дела. «Тут явно злоупотребление доминирующим положением», - заявлял он 5 февраля. Тем не менее антимонопольщики не признали незаконными действия перевозчика.

Во сколько и за чей счет в итоге обойдется восстановление поездов, станет понятно в ближайшие месяцы. При этом следует не забывать, что данные антикризисные меры охватывают только электрички, отмененные с 1 января 2015 года (более 300 поездов в 42 регионах). Однако сокращение пригородных поездов началось на два года раньше. По оценке Счетной палаты, в 2012-2014 гг. было отменено 894 пригородных поезда. О восстановлении этих ушедших электричек речи сегодня даже не идет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юрий, владелец торговой лавки, 26 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии