Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Венесуэла: два года без команданте

 Фото: Dilma Rousseff/wikimedia.org Фото: Dilma Rousseff/wikimedia.org 5 марта Венесуэла отдает дань памяти экс-президенту страны Уго Чавесу, умершему в 58 лет после тяжелой болезни ровно два года назад

В память о Чавесе в Каракасе организован военно-гражданский парад, который примет нынешний президент Николас Мадуро. Скорбь простых венесуэльцев по ушедшему «команданте Уго» усиливается их тоской по временам его правления, когда в стране все было относительно неплохо - в сравнении с нынешним отчаянным положением страны. Увы, наследники Чавеса во главе с Мадуро всего за пару лет сумели поставить Венесуэлу на грань глубочайшего экономического кризиса, грозящего в ближайшем будущем обернуться революцией.

Увы, наследники Чавеса во главе с Мадуро всего за пару лет сумели поставить Венесуэлу на грань глубочайшего экономического кризиса, грозящего в ближайшем будущем обернуться революцией

Венесуэла, самая богатая ресурсами страна Южной Америки, в эти дни вспоминает своего бывшего лидера Уго Чавеса. Человека редкой харизмы, который пришел к власти в результате военного переворота в 1999-м и почти 14 лет правил страной «в ручном режиме». Чавес три раза подряд выигрывал президентские выборы, в последний раз - в октябре 2012-го, получив президентский мандат до 2019-го. Однако 2013 год стал для него роковым - в борьбе с раком не помогла ни железная воля, ни долгое лечение на дружественной Кубе.

Большинство венесуэльцев горячо любили своего команданте - за то, что он всегда был «на связи», еженедельно проводя «прямые линии» с народом в теле- и радиоэфире. За то, что он заботился о нуждах простого народа, регулярно повышая пенсии и социальные пособия. Наконец, за отчаянное неповиновение Америке, приверженность идеалам «боливарианской революции» и готовность помочь всем соседям по континенту, кто готов был разделить его ценности.

Однако не менее горячо «команданте Уго» ненавидели сторонники рыночных реформ. Чавеса обвиняли в неэффективном управлении целым рядом секторов экономики - например, агрокомплексом и нефтедобывающими предприятиями. Его считали виновным в развале среднего бизнеса и национализации целого ряда крупных предприятий, из-за чего из Венесуэлы практически ушли иностранные инвесторы. После того, как обороты некогда одной из самых благополучных экономик Южной Америки начали стремительно падать, Чавес ввел в стране валютное регулирование - и сегодня те немногие венесуэльцы, которые умудряются получать зарплату в иностранной валюте, вынуждены летать в соседние страны, чтобы снять ее со счетов по реальному курсу.

Венесуэльские власти вынужденно ограничили посещение населением государственных продуктовых магазинов двумя разами в неделю. Полицейским, охраняющим порядок около государственных продмагов, приказали проверять документы у покупателей

«Команданте Уго» также ставили в вину неумеренную щедрость по отношению к соседним странам, которым Каракас отпускал нефть по льготным ценам, да еще и с отсрочкой платежей. А обожаемой Чавесом Кубе большинство венесуэльской нефти поставлялось и вовсе бесплатно. При этом команданте активно развивал малый бизнес, и дело кончилось тем, что сегодня весь Каракас уставлен ларьками и палатками, торгующими всем на свете (и загрязнившими город до невозможности). Одним словом, покойный национальный вождь, обожаемый простым народом, вел экономические дела по-своему, «по-боливариански». Его соратники во главе со сменившим Чавеса Николасом Мадуро продолжили политику своего кумира, и сегодня результаты политики «социализма по-венесуэльски», как говорится, налицо.

Сейчас, после обвального падения цены на нефть, экономисты в один голос говорят: Венесуэла стоит на грани экономического коллапса. Еще в январе 2015-го мировые информагентства сообщили, что в стране, чьи нефтяные поля простираются вдоль всего бассейна реки Ориноко, возник реальный дефицит продовольствия. Венесуэльские власти вынужденно ограничили посещение населением государственных продуктовых магазинов двумя разами в неделю. При этом в стране еще в 2014-м ввели продуктовые карточки для малоимущих. Венесуэльским полицейским, охраняющим порядок около государственных продмагов, приказали проверять документы у покупателей.

Помимо полиции, дежурство возле магазинов несут сотрудники иммиграционной службы. Их задача - предотвратить покупку еды иностранцами, которые отправляют контрабандой дешевые продукты в соседние страны. Дефицит продовольствия наметился даже на «черном рынке», а простые венесуэльцы вынуждены ежедневно проводить в очередях по несколько часов, чтобы купить молоко или муку.

Для контроля покупки продуктов первой необходимости в Венесуэле даже ввели систему сканирования отпечатков пальцев. А в отдельных штатах страны действуют даже такие экзотические меры, как запрет на стояние в очередях по ночам - чтобы отсечь продуктовых спекулянтов. Более того, за 10 лет валютного регулирования в стране почти не осталось долларов.

- У Венесуэлы - огромные внутренние долги, и экономика страны быстро разрушается, - говорит экономист Гарвардского университета Кармен Рейнхарт. - Главное, что в этой ситуации необходимо сделать властям страны, - это навести элементарный порядок.

Любой иностранец в Венесуэле является потенциальной жертвой грабителей - в безопасности гости страны не могут чувствовать себя ни в такси, ни в номере отеля, не говоря уж о простой прогулке

На этом фоне никого не удивляет взрывной рост преступности, зафиксированный в последние годы. По данным венесуэльского МВД, за 2013 год число убийств в стране выросло на 14%, превысив 16 тысяч (то есть 54 убийства на 100 тысяч населения). А независимые наблюдатели дают еще более ужасающие цифры - 24,7 тысячи убийств за год, или 83 убийства на каждые 100 тысяч жителей. При этом любой иностранец в Венесуэле является потенциальной жертвой грабителей - в безопасности гости страны не могут чувствовать себя ни в такси, ни в номере отеля, не говоря уж о простой прогулке.

За последние годы в Каракасе зарегистрированы сотни случаев ограблений прямо в номерах отелей, про отобранные арендованные автомобили не стоит и говорить. Но главная черта преступников, терроризирующих иностранцев и самих венесуэльцев, - неадекватная жестокость. В случае малейшего неповиновения шанс получить пулю приближается для жертвы к 100%, поэтому главный совет властей для туристов - «будьте полностью покорны преступникам, отдавайте все, что есть, и уносите ноги».

Еще одна примета приближающегося экономического краха Венесуэлы - это барриос, бедные кварталы вокруг Каракаса, фанерные постройки которых множатся, как грибы. Турист может появиться там только в сопровождении авторитетного местного жителя, иначе он будет в считанные минуты ограблен и убит. Сколько людей живет в этих самочинных постройках, не знает никто, но, судя по геометрической прогрессии, с которой растут барриос, речь идет о миллионах человек. Многие из этих людей, по сути, брошенных на произвол судьбы, периодически наведываются в Каракас и другие венесуэльские города, чтобы раздобыть лишних деньжат - разумеется, криминальным путем.

Совсем недавно президент Венесуэлы объявил о раскрытии международного заговора против его страны, который осуществляют внешние силы. Мадуро (как и Чавес) считает, что главный враг Венесуэлы - Соединенные Штаты, поддерживающие местную оппозицию

Падение нефтяных цен, вкупе с истощением валютных резервов и стремительной девальвацией местной валюты - боливара, спровоцировало рост инфляции в 63%, а крупнейшие мировые рейтинговые агентства понизили кредитный рейтинг Венесуэлы до «мусорного». В результате правительству Николаса Мадуро пришлось урезать многие социальные льготы, введенные еще при Чавесе, а также слегка либерализовать экономику в соответствии с новыми нефтяными ценами, что привело к масштабным социальным протестам.

Венесуэльцы любят и умеют бастовать - так было еще при команданте. На улицы Каракаса и других городов регулярно выходят десятки тысяч студентов, мелких бизнесменов и домохозяек, протестующих против падения уровня жизни и тотального дефицита. Пока что правительству Николаса Мадуро удается подавлять эти народные волнения, в том числе и за счет «перевода стрелок» на внешних врагов. Совсем недавно президент Венесуэлы объявил о раскрытии международного заговора против его страны, который осуществляют внешние силы. Мадуро (как и Чавес) считает, что главный враг Венесуэлы - Соединенные Штаты, поддерживающие местную оппозицию. И, по мнению экспертов, версия заговора против Венесуэлы имеет право на существование.

- Происходящее сейчас в Венесуэле очень напоминает ход событий в Чили в 1973 году, перед свержением президента Альенде: создание дефицита продуктов питания, невероятный рост цен и инфляции - все это нельзя объяснить только неудачами в управлении экономикой правительства Николаса Мадуро. Идет очень серьезная дискредитация его команды, и это - составная часть технологии «цветной революции», - говорит эксперт по странам Латинской Америки, профессор РГГУ Михаил Белят.

На этом фоне Венесуэла и встречает вторую годовщину смерти команданте. По этому поводу в Каракасе, возле Музея революции, где стоит мраморный саркофаг с телом Уго Чавеса, состоится траурный парад, лично помянуть экс-президента приедут политики-единомышленники, среди которых - президент Боливии Эво Моралес и кубинский лидер Рауль Кастро.

Аналитики уверены: у Мадуро и его команды осталось совсем немного времени для того, чтобы повернуть экономику страны вспять

Они наверняка скажут немало теплых и торжественных слов о покойном, но в их речах уже вряд ли прозвучит напутствие «следовать заветам Уго Чавеса», ведь эта политика уже фактически завела некогда богатую и благополучную страну в тупик. Аналитики уверены: у Мадуро и его команды осталось совсем немного времени для того, чтобы повернуть экономику страны вспять.

По мнению экспертов, для этого Венесуэле необходимо приватизировать часть крупных предприятий (включая нефтедобывающие), воссоздать условия для нормального функционирования банков, крупного и среднего бизнеса, вернуть доверие иностранных инвесторов, начать активно бороться с преступностью и т. д. - одним словом, дел невпроворот. И от того, насколько быстро действующая властная команда решится на проведение этих ключевых реформ, напрямую зависит ее судьба.

В противном случае сценарий развития событий вполне предсказуем: еще до очередных парламентских выборов в стране может произойти военный переворот, в результате которого к власти может прийти нынешний «главный оппозиционер страны» Энрике Каприлес, совсем немного уступивший на последних выборах Мадуро. И тогда правила игры в Венесуэле наверняка начнут диктовать Соединенные Штаты, давно уставшие следить за политическими пируэтами покойного Чавеса и его последователей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии