Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Соседи и их сады, школы и поликлиники

 Фото: Trend/Сергей Коньков Фото: Trend/Сергей Коньков Строительство соцобъектов и финансирование этого строительства не перестает быть одной из самых горячих тем. Сколько, как и за какие деньги строят инфраструктуру, обсуждается в квартирах, кабинетах Смольного и офисах строительных компаний… Вот и на «ИнтерСтройЭкспо» поговорили про детсады, школы и поликлиники, которые возводятся на территории Петербурга и не только

Городские чиновники к приглашению поучаствовать в дискуссии отнеслись прохладно, зато соседи (Финляндия и Ленобласть) с удовольствием поделились опытом.

На фоне недавних заявлений застройщиков о том, что детсадов будет больше, чем надо, казалось бы, любое обсуждение этого вопроса должно привлекать внимание чиновников из Смольного. Однако последние проигнорировали приглашение на круглый стол, посвященный вопросам возведения инфраструктуры.

На ближних рубежах

В отличие от занятых соседей, представители администрации Ленобласти в подобных обсуждениях участвуют постоянно. Возможно, потому, что понимают: информационная открытость - отличный козырь, например, в части привлечения инвестиций и формирования лояльности СМИ. А может, в отличие от города, областникам есть, чем гордиться и о чем рассказывать.

Разработанная программа «Соцобъекты в обмен на налоги» - ноу-хау, о котором не устают напоминать и сами чиновники, и застройщики. Родилось оно… из страха и безысходности. Дело в том, что какое-то время назад область провела исследование, чтобы оценить потребности региона. Сумма получилась весьма впечатляющей: 200 млрд рублей. Это около трех суммарных(!) годовых бюджетов региона. Тогда губернатор Александр Дрозденко поставил следующую задачу: необходимо было найти возможность избавить бюджет от непосильных затрат, в том числе - с применением схем ГЧП.

«По работе с концессионными соглашениями мы вышли в лидеры, - говорит первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Максим Кисельников. - Сейчас основной проект - создание центра медицинской реабилитации в поселке Коммунар на 200 реабилитационных коек путем предоставления существующего комплекса в распоряжение инвестору и последующей эксплуатации в течение следующих 10 лет. Еще три проекта находятся в стадии структурирования. Первый из них - создание сети плавательных бассейнов по концессии».

Отдельная тема - работа с ЖКХ и изменения в законодательстве, с этим вопросом связанные. Муниципалитеты обязывают передавать в эксплуатацию унитарные предприятия в рамках концесионных соглашений. Сейчас областные чиновники также пытаются разработать взаимовыгодную схему в этой области. Инициатива была озвучена выше: Минстрой рассчитывает, что ЖКХ привлечет инвесторов, так как эта сфера «устойчива в период экономических колебаний». Согласно финансовой онлайн-модели, которую разработали в ведомстве, доходность инвестиций в ЖКХ составит 24%.

Как поступают в Финляндии

Зарубежные соседи разделяют инфраструктуру на «жесткую» и «мягкую». К первой относятся всевозможные инженерные сети, вторая - это как раз детские сады, школы и больницы.

Как и в России, в Финляндии необходимо решить, каким образом финансировать строительство объектов инфраструктуры. Одним из решений этой проблемы является схема под названием «плата за землепользование». Как и у нас, в Финляндии монополия на использование земли принадлежит местным органам власти. Они предопределяют предназначение земельных участков.

Когда местный орган власти по предложению владельца земельного участка принимает решение об изменении категории землепользования (с сельскохозяйственной на предназначенную под строительство), он взимает с участника плату за землепользование - некую сумму, которую этот местный орган власти направляет на финансирование инфраструктуры - твердой или мягкой.

Кроме того, органы самоуправления могут использовать другие источники доходов, которые они получают. Это отчасти соответствует российской практике, когда девелопер, возводя большой объект, обязуется построить энное количество соцобъектов.

«Подход строится на той мысли, что местному органу власти легче управлять процессом строительства инфраструктуры за счет тех средств, которые муниципалитет получил от владельца земли за изменение категории земель, - объясняет вице-президент по развитию компании ЮИТ в России Юкка-Пекка Уускоски. - С точки зрения девелопера, система платы за землепользование более выгодна. Мы, начиная тот или иной проект, можем посчитать, какой будет плата за землепользование, и оценить затраты на ранних сроках. Это облегчает создание технико-экономического обоснования». Впрочем, та же компания ЮИТ готова обсуждать с российскими коллегами возможности различного приспособления форм создания инфраструктуры в своих проектах.

Что касается модели строительства и финансирования, то, в первую очередь, это традиционное бюджетное финансирование - когда на строительство идут средства города, муниципалитета. Однако за последние 10 лет в Финляндии одним из важных и широко используемых в строительстве подходов стали проекты, разработанные на основе жизненного цикла объекта.

Город или сельский муниципалитет объявляет конкурс на получение услуги, которая состоит из нескольких частей - проектирования, строительства и эксплуатации того или иного объекта в течение, например, 20 лет. Город, объявляя тендер на услугу, определяет, сколько мест нужно в учреждении, а также каково должно быть их качество. Участники конкурса дают свои коммерческие предложения на эксплуатацию этого объекта.

Есть обязательные условия, которые закладываются в договор на основе жизненного цикла: заказчик обязуется заранее вносить определенную сумму. Проще говоря, тот, кто хочется взяться за это дело, должен профинансировать строительство. Консорциум состоит из кредитной организации, строительной и организации эксплуататора. Финансовые учреждения - это, как правило, компенсационные фонды.

Но, пожалуй, главным отличием финских соцобъектов является их многофункциональность, «эффективность среды». «Мир вокруг меняется, причем очень быстрыми темпами, меняются методы и методики преподавания, - говорит Юкка-Пекка Уускоки. - И это создает новые требования к универсальности одного и того же помещения в школе. Последние исследования методик преподавания и того, в каких условиях лучше всего учиться, показали, что традиционная школа с классными помещениями, где стоит кафедра с учителем и определенное количество парт, в современном мире не пригодится. В ней не выучить хороших и эффективных работников».

Обсуждая новые проекты, муниципалитет объясняет застройщику, какие именно помещения нужны. Кроме того, необходимо, чтобы после окончания занятий школу можно было бы приспособить и под другие действия - это позволило бы увеличить эффективность использования средств, которые платит муниципалитет.

Документов не хватает

Максим Кисельников утверждает, что большинство возможностей, о которых говорят финские коллеги, предусмотрены законодательством, но, к сожалению, действующий закон о ГЧП недостаточно регламентирует все тонкости применения схемы. «Разработка федерального закона буксует несколько лет, - говорит чиновник. - За это время в смежных законах уже были регламентированы и прописаны многие процессы, которые планировалось вывести в закон о ГЧП. Единственным жизнеспособным вариантом является схема концессионных соглашений, по которой мы планируем реализовывать проекты ГЧП».

Разрабатывали в Ленобласти и региональный законопроект, но постоянные изменения в федеральном законодательстве не дали его воплотить в жизнь.

В областной компенсационной налоговой программе строительства детских садов и школ уже появились новые участники. Один из них - компания КВС. Представители компании положительно отзываются о схеме работы в регионе и в очередной раз указывают на то, что нормативы Петербурга по обеспечению социнфраструктурой завышены. По мнению представителей строительного бизнеса, составлять подобные планы без учета квартирографии в новостройках - бессмысленно. В проектах той же КВС 60% квартир - студии и однокомнатные, то есть детсады, которые Смольный требует построить сейчас, будут заполнены только через 2-3 года.

Возвращаясь в город

К сожалению, услышать комментарии обитателей Смольного в этой дискуссии не удалось. Можем только вспомнить о том, что Георгий Полтавченко пообещал не сокращать инвестиции в строительство соцобъектов. А еще город демонстрирует здравый подход к организации объектов здравоохранения - ратует за создание центров врачей общей практики. В ближайшее время комитет по здравоохранению точно определит их формат, что должно разгрузить городские поликлиники в районах.

Дело в том, что решение о создании полноценной поликлиники принимается, когда предполагается, что она будет обеспечивать 20-тысячное население. Проекты КОТ в большинстве своем имеют в среднем цифру 10-12 тысяч. То есть возможности укомплектовать поликлинику нет, а вот кабинет врача общей практики - настоящее спасение. Так, например, в Приморском районе работа по их внедрению ведется весьма успешно.

Какими схемами будет руководствоваться город в дальнейшем, и возьмет ли он на вооружение пример ближайших соседей - вот вопросы, которые хотелось бы задать представителям городских профильных ведомств. Может, еще будет шанс…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии