Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Что перепадает «малышам»?

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Сегодня, когда в стране и в мире - экономический кризис, даже крупные компании чувствуют себя неважно. Что уж говорить о маленьких...

Для многих из них спасением могли бы стать госзаказы. В том, как себя чувствуют «малыши» в этой области, разбирался наш корреспондент.

Напомним: с прошлого года сферу госзакупок в России регулирует обновленное федеральное законодательство о контрактной системе (44-ФЗ). Оно сменило критикуемый многими закон о госказупках (94-ФЗ), чему исполнители заказа, сами заказчики и контролирующие органы рады. «Переход Ленинградской области на федеральную контрактную систему предусматривает принципиально новый подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок, - пояснили нам в комитете по госзаказу Ленобласти. - Действовавшим ранее законодательством был урегулирован только один этап - размещение заказов, то есть определение поставщика. В контрактной системе регламентированы все этапы осуществления закупки: планирование, размещение, исполнение контракта, оценка его эффективности. Все перечисленные этапы сопровождаются сквозным контролем и аудитом». Одно из важных новшеств закона - общественный контроль над соблюдением требований законодательства в сфере закупок. То есть любой человек или общественная организация на любом этапе может проверить или запросить информацию о любой закупке.

К явным плюсам нового закона специалисты относят то, что в нем расширились способы осуществления закупки, установился новый порядок на рынке банковской гарантии. К минусам можно отнести то, что до конца не приняты все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок.

И в старом, и в новом законах отведено отдельное место малому бизнесу. Так, 94-ФЗ обязывал заказчиков размещать заказы у малого бизнеса в размере не менее 10% и не более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Минимальная планка, согласно 44-ФЗ, - не менее 15% совокупного годового объема закупок.

«Положения 44-ФЗ, в отличие от положений 94-ФЗ, не ограничивают заказчиков перечнем процедур на осуществление закупок среди субъектов малого предпринимательства», - продолжают в областном комитете по госзаказу. Кроме того, 44-ФЗ позволяет заказчикам осуществлять закупки с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа малых предприятий, социально ориентированных некоммерческих организаций. Такой контракт обязательно оплачивается в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. «Все это значительно увеличивает возможности участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных и муниципальных заказов», - полагают в комитете.

Однако нарушения процедуры происходят регулярно. За этим внимательно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так, за прошлый год в Ленинградское УФАС поступило более 1 тысячи жалоб на нарушение законодательства о госзакупках. В основном нарушения касаются сроков размещения информации, правил описания объекта закупки. Кроме того, неверно устанавливаются требования к заявкам и др.

Обратился с жалобой в ФАС и наш собеседник, пожелавший остаться неназванным. Вообще многие предприниматели неохотно комментируют эту тему, а если и соглашаются на разговор, то на условиях анонимности. «Не хочется жаловаться, просто потому что это ничего не изменит», - считает один из наших героев. Его компания производит в Гатчине широко используемый в строительстве материал. Фирма попытала счастья в госзакупке «Роснано»: зарегистрировалась на сайте электронной торговой площадки, купила электронную цифровую подпись и понесла еще некоторые организационные затраты. Всего на сумму 30 тысяч рублей - в общем-то, небольшую, но для малого бизнеса все же ощутимую. Однако конкурс проиграла. «Заказчик объяснил это следующим образом: цена не является единственным критерием выбора поставщика, мы обращаем внимание и на деловую репутацию компании», - рассказал наш собеседник. ФАС, разобрав жалобу предпринимателя, посоветовала ему идти в суд. Однако выиграть у такого гиганта - шансов мало.

«Именно репутационные показатели, а не цена контракта в перспективе должны послужить одним из стимулов развития малого и среднего бизнеса, - считает генеральный директор Национального центра "Специальный ресурс" Владимир Шахов. - Хорошая репутация должна не только  стать защитой от бесконечных проверок со стороны надзорных органов и стимулом для налоговых каникул, но и гарантировать МСБ выход на рынок госзакупок, что крайне актуально в условиях кризиса. Вопрос: какой инструментарий рынок госзаказа сегодня будет использовать? К примеру, возьмем сферу строительства. Четких критериев предквалификационных требований к подрядчику в 44-ФЗ не прописано. Отсюда риск ненадлежащего исполнения заказа. Заказчик, по моему глубокому убеждению, должен опираться на систему оценки, поддержанную государством. В национальной базе стандартов есть Национальный стандарт ГОСТ Р 56002-2014 "Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций", который разрабатывался для поставщиков услуг как конкурентное преимущество, а для заказчика - как фильтр недобросовестных исполнителей заказа. Сейчас этот инструмент применяется в строительной отрасли, но уже в 2015 году появится базовый национальный стандарт "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности"».

Органы исполнительной власти регионов со своей стороны тоже пытаются совершенствовать 44-ФЗ. Так, правительство Ленобласти отправило свои поправки в законодательные акты в этой сфере председателю Госдумы Сергею Нарышкину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. «Мы хотим упростить 44-ФЗ, - поделился планами с нашим изданием губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. - Например, в закупках на сумму до 10 млн рублей мы предлагаем вообще не проводить аукционы, а проводить конкурс путем запроса котировок. Инфляция неумолима, и чем быстрее мы выберем поставщика товаров, работ или услуг, тем лучше». При этом преимущество, при прочих равных условиях, следует отдавать предприятиям, расположенным на территории, где необходим этот заказ. При запросе котировок цены у всех участников будут примерно одинаковые. И тогда, полагает губернатор, преференции получит как раз малый бизнес.

В закупках стоимостью до 30 млн рублей правительство области предлагает проводить конкурсы, но допускать до участия в них те организации, которые имеют не менее двух положительно исполненных контрактов. «Хочешь прийти в бюджет, сначала прояви себя в маленьком деле, а потом заявляйся, - поясняет предложение губернатор. - И вот тут как раз, при прочих равных условиях, следует отдавать предпочтения предприятиям малого и среднего бизнеса или местным компаниям. А к закупкам на сумму свыше 50 млн рублей вообще предлагается допускать лишь компании, размер уставного капитала которых или их годовой оборот не должен быть меньше суммы исполненного контракта. Нужно, чтобы на строительство школы за 500 млн рублей не заявлялось ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей и выигрывало, все мы знаем, чем это может кончиться», - разъясняет руководитель региона.

Справка ОК-информ

В прошлом году объем закупок Ленинградской области (за исключением муниципальных заказов) превысил 15,9 млрд рублей. Из них на субъекты малого и среднего предпринимательства приходится 17% от общего объема закупок. В основном область покупает медицинские изделия и лекарственные средства, инвестирует в объекты социальной значимости, содержание дорог, а также в обеспечение социальной сферы (питание, обучение и пр.). 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии