Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Кремль занялся национальным вопросом

 Фото: Салима Сафарова/OK-inform Фото: Салима Сафарова/OK-inform На днях президент РФ Владимир Путин создал Агентство по делам национальностей, что стало сюрпризом для многих экспертов. Ведь Кремль крайне редко создает структуры, специализирующиеся на отдельных направлениях внутренней политики - последним таким ведомством стало Министерство по развитию Дальнего Востока. Как считают аналитики, создание АДН - упреждающий ход, призванный выработать механизмы быстрого и эффективного предупреждения и разрешения национальных проблем в государстве, населенном более чем 160 (!) национальностями. Возглавил АДН мало кому известный депутат Игорь Баринов, имеющий опыт работы в ФСБ, а также участвовавший в урегулировании нескольких вооруженных конфликтов на Кавказе

Чтобы лучше понять, почему в Кремле сейчас озаботились именно национальной проблемой, стоит для начала привести немного статистики. По данным последней переписи населения, в России проживает 145,2 миллиона человек, и по численности наша страна занимает седьмое место в мире. Русских в стране живет 116 миллионов, то есть 80% всего населения. Превышает миллион численность еще шести народов - татар, украинцев (их число серьезно выросло по ходу развития украинского кризиса), башкир, чувашей, чеченцев и армян. В целом, число национальностей в России за последние 20 лет выросло до 160-ти, увеличившись на 17 (!) народов, при этом ни один народ не был потерян.

Перечень задач, входящих в зону ответственности АДН, довольно широк, поэтому стоит привести лишь ключевые из них. Это - реализация национальной госполитики, нормативно-правовое регулирование и оказание госуслуг в этой сфере. Укрепление единства многонационального народа РФ, обеспечение национального согласия, этнокультурного развития народов, защита прав нацменьшинств и малочисленных народов. Среди функций агентства - предупреждение любых форм дискриминации по расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности. А также пресечение попыток разжечь расовую, национальную и религиозную ненависть или вражду. По сути, даже краткий список дел, за которые предстоит взяться руководству АДН, свидетельствует: работы у него - поле непаханое.

Кстати, до создания АДН вопросами межнациональных отношений и национальной политики государства занималось Минрегионразвития. Но после того как в сентябре 2014-го Минрегион расформировали, эту сферу поручили курировать Минкульту, что выглядело совсем уж странно. Так что с точки зрения Кремля создание структуры вроде АДН напрашивалось само собой, и стоит назвать лишь несколько причин для такого шага.

Одна из них состоит в том, что власть, решая проблему «моногородов» (поселений, вся жизнь в которых сконцентрирована вокруг единственного крупного предприятия, которых в России более полутора сотен), намерена приложить все силы для повышения так называемой мобильности трудовых ресурсов. То есть, по примеру Соединенных Штатов, создать условия для того, чтобы значительные массы людей по мере оскудения ресурсов (или закрытия производства) не сидели на одном месте, а легко перемещались по стране вслед за спросом на труд. И, соответственно, за деньгами.

Однако перемещения тысяч (а возможно - и десятков тысяч людей) из одной точки страны в другую почти неизбежно влекут за собой столкновение их интересов с местным населением, которое вполне может оказаться другой национальности, чем «приезжие». Для того, чтобы предотвратить возможные конфликты и быстро ассимилировать «приезжих» и местных, и нужны некие готовые шаблоны, четкие планы действий, которые предстоит выработать новому агентству.

Кроме того, в стране все последние годы то тут, то там вспыхивают локальные очаги противостояния на национальной почве - достаточно вспомнить Кондопогу и Восточное Бирюлево. Каждый подобный конфликт откровенно пугает власти, которые тут же бросаются его локализовывать, устранять и т.д. Создание АДН дает надежду на то, что теперь обо всех возможных «очагах возгорания» межнациональной розни Кремль будет знать заранее. И более того - в случае, если где-то «полыхнет», - иметь на руках четкий, выверенный план действий. 

Наконец, в России существует масса общественных структур, объединенных по национальному, идеологическому и другим признакам, которые Кремль либо не контролирует, либо контролирует весьма слабо. Здесь характерен пример тех же казаков, которые то берутся патрулировать улицы в крупных городах, то объявляют локальную войну геям и педофилам, то рвутся воевать на Донбасс. Поставить такие структуры под контроль государства, найти для них четкие, важные задачи - все это тоже входит в задачу АДН.

Профильные эксперты отнеслись к созданию новой структуры неоднозначно. Так, главный редактор журнала «Вопросы национализма» Константин Крылов смотрит на ее перспективы с пессимизмом.

- Это будет очередная структура по защите интересов нацменьшинств, которые и так в России достаточно хорошо защищены целым рядом законов и льгот. Создание ведомства по защите национального мира может способствовать, как ни парадоксально, разрушению этого мира. Мне кажется, государство должно уйти из сферы межнациональных отношений. Но прежде чем уйти, власти должны уравнять народы в правах - например, разрешить русским создавать свои национально-культурные автономии, - считает эксперт.   

Глава Российского союза молодежи Павел Красноруцкий настроен более оптимистично. Он надеется, что АДН в своей работе сделает ставку на взаимодействие с общественными движениями и лидерами общественного мнения.

- При АДН необходимо создать сильный и авторитетный Общественный совет. Потому что в нацвопросах любые предложения остаются на бумаге, если не получают реальной поддержки людей, детально разбирающихся в специфике каждой ситуации. Уровень ксенофобии в нашем обществе по-прежнему очень высок. И бороться с ним можно только с помощью постоянной и эффективной профилактики. В целом, решение о создании АДН - своевременное и верное. Нашей уникальной по национальному составу стране давно необходимо специальное ведомство, ответственное за межкультурный диалог и гармонию в обществе, - считает эксперт.

Отдельного разговора стоит фигура главы АДН Игоря Баринова, ранее почти никогда не возникавшая в информационном поле. Родившись в 1968-м в Новочеркасске, он окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище, в 2003-м - Академию ФСБ, а в 2011-м - Российскую академию госслужбы при президенте РФ. Служил и в 103-й дивизии ВДВ, и в рядах ФСБ РФ, в 1993-м оказался в зоне осетино-ингушского конфликта, а в начале «нулевых» участвовал в операциях против боевиков во «вторую чеченскую войну», был трижды ранен. В 2003-м Баринов стал депутатом Госдумы от «Единой России», входил в Комитет по международным делам и подкомитет по обеспечению международного сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. В 2009-м вошел в «первую кадровую сотню» в списке президента РФ.

Сам Баринов говорит о своих планах так:

- Нужно привести к единому знаменателю то, что есть в отдельных министерствах и ведомствах - людей, функции, идеологию и т.д. Мы будем исходить из исторического опыта России по реализации нацполитики. И применять его с учетом современных реалий, часто не способствующих межнациональному миру и согласию.

Про будущий кадровый состав АДН новый глава сообщает, что «постарается привлекать людей только по профессиональным качествам и критериям, тех, кто может  генерировать новые идеи в сфере нацполитики». Констатируя, что национальный вопрос встает в РФ все более остро, Баринов признает - именно Кавказ будет одним из ключевых направлений работы агентства.

- Кавказ - достаточно специфический регион: тамошние элиты прислушиваются только к мнению человека с большим опытом, высоким статусом и богатой биографией. Я лично неплохо знаю Кавказ, его традиции и элиты. Более того, я сам родился на Северном Кавказе - в Новочеркасске, так что точно знаю, с чем буду иметь дело.

Глава национально-культурной автономии белорусов России Валерий Казаков характеризует нового главу АДН так:

- Баринов - чистый и принципиальный человек. Для нас, белорусов, он не чужой: в свое время он служил в 103-й дивизии ВДВ в Витебске. У Баринова есть боевой опыт на Северном Кавказе, он на своей шкуре узнал: к чему приводит недопонимание национальных вопросов. Боевой офицер на этом посту - знаковое решение, там он вновь будет, по сути, на передовой. Важно, что фигура Баринова не ангажирована никем из межэтнического и межконфессионального сообщества. Он - человек со стороны, имеющий характер и опыт работы в этой сфере. Человека заметили, поставили в президентский резерв, оценили и назначили. Это - правильный ход. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна и Руслан, юрист и шеф-повар, 32 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии