Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Варшаву и Киев рассорили бандеровцы

 Фото: Александр Мазуркевич/РИА Новости Фото: Александр Мазуркевич/РИА Новости Между Польшей и Украиной пробежала черная кошка, что стало полной неожиданностью как для политологов, так и для многих украинцев. Президент Польши Бронислав Коморовский подверг резкой критике решение Верховной Рады признать действия Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) «борьбой за независимость Украины». И пригрозил, что это «может резко ухудшить отношения Киева и Варшавы». По мнению экспертов, вроде бы малозначительный конфликт между двумя соседними странами - первый признак того, что клубок украинских проблем откровенно надоел Европе, и в скором будущем Киеву могут предложить решать их самостоятельно. Россия же, со своей стороны, вряд ли возьмется помогать стране, где из Москвы старательно «лепят» главного врага

Напомним, украинский парламент признал бойцов ОУН-УПА «борцами за независимость Украины» еще 9 апреля. Польскую реакцию на него пришлось ждать довольно долго, но когда таковая последовала, она оказалась весьма жесткой.

- Беда этого закона в том, что он делает невозможным польско-украинский исторический диалог, без которого не будет примирения и решения важных вопросов. Если говорить об отношениях Польши и Украины, это дело не закрыто, - сказал Коморовский. В переводе с дипломатического на обычный язык это значит: «мы помним, кто в 1930-1940-е сотнями убивал поляков», и эта память вряд ли позволит Варшаве считать Киев полноценным партнером в будущем. Комментируя тот же «бандеровский» закон, бывший замминистра обороны Польши Вольдемар Скржипчак заявил:

- Украина совершенно не считается с интересами поляков, я говорю об убийстве на Волыни 100 тысяч наших сограждан. Среди них боевики УПА убили и моего дядю, пригвоздив его вилами к двери амбара. Их дикость была за гранью воображения. Даже нацистская Германия не придумала того, что делали с нами украинцы, - сообщил генерал.

А кандидат в президенты Польши от партии «Национальное движение» Мариан Ковальский заявил: чиновники, отправившие польских солдат на Украину на совместные учения, виновны в госизмене. Поскольку «не в интересах Польши поддерживать власти, героизирующие убийц и палачей женщин, детей и стариков», считает Ковальский.   

Все эти выпады стали полной неожиданностью для Киева, где после победы Майдана привыкли считать безусловной поддержку Западом любых своих действий. В России почему-то принято считать Польшу и нынешнюю Украину верными союзниками, хотя отношения этих стран намного сложнее. Здесь и польские амбиции на лидерство в Восточной Европе. И откровенно высокомерное отношение к украинцам. И тысячи уроженцев Незалежной, ежегодно отправляющихся в благополучную Польшу на заработки - и вынужденных трудиться на самых грязных и тяжелых работах.

- Руководство Польши видит в Украине союзника против России. Украина нужна Польше, которая мечтает быть лидером в Балтийско-Черноморском альянсе, направленном против России. Но беда том, что на Украине главными врагами России - и естественными союзниками Польши - являются галичане и волыняне, разделяющие самые радикальные взгляды. Попросту говоря - необандеровцы, - говорит украинский политолог Александр Чаленко. - Поляки очень чувствительны к вопросам истории, и они не могут забыть Волынскую резню, в ходе которой бандеровцы вырезали до 100 тысяч поляков. В Варшаве понимают - добиться от Киева осуждения этих преступлений нельзя, и согласны хотя бы просто на «историческое примирение». Но чего поляки категорически не приемлют - это прославления украинских националистов на государственном уровне, от которого Киев не может отказаться. Так что никакого исторического примирения между двумя странами не предвидится, - считает эксперт.

В 2013-м польский Сейм даже принял специальную резолюцию к 70-летию Волынской трагедии - уничтожению в 1943-1944-м польского населения Волыни украинскими националистами из ОУН-УПА. Акция по уничтожению поляков в Волыни началась в феврале 1943 года, к июлю достигнув огромного размаха и особой жестокости. Так, в июле 1943-го отряды УПА атаковали более сотни польских населенных пунктов. Массовые убийства продолжились вплоть до освобождения этих территорий Красной Армией в 1944-м, а их жертвами стали около 100 тыс. человек.

В документе поляки прямо назвали эти события «этнической чисткой с признаками геноцида». Поэтому кампания новых властей Украины по героизации бандеровцев стала для поляков «шоковой терапией». Однако их стремление к политическому доминированию в Восточной Европе не позволяет Варшаве жестко поставить Киев на место.  

Киев же не может отказаться от прославления бандеровцев по многим причинам. Дело в том, что бойцы ОУН-УПА - настоящие герои для Галичины и Волыни, самых радикальных регионов Украины. И остальная Украина, увы, сегодня их боится - и одновременно нуждается в них. Ведь «Евромайдан» победил не благодаря мирному протесту, а руками украинских радикалов, наследников Бандеры и Шухевича. И сегодня украинские националисты задают в стране тон, являясь, по сути, единственным воинственным началом на Украине.

- Украина - главный объект приложения польских внешнеполитических амбиций. Польша привыкла воспринимать Украину как свою восточную колонию, ведь присутствие поляков на большей части Украины было многовековым. Так что Варшава считает ее зоной своей ответственности - как с политической, так и с культурной точки зрения, - говорит эксперт Российского института стратегических исследований Олег Неменский. - Цель Варшавы - привлечь Украину в европейское сообщество и создать группу государств, напоминающую прежнюю Речь Посполитую. Польша, войдя в НАТО и ЕС, претендовала на роль идеолога Европы по выстраиванию отношений с Украиной. Но затем ее на этом поле отодвинула Германия, и Польшу это унижало. Впрочем, уже тот факт, что отношения между Варшавой и Киевом сейчас лучше, чем у Украины с Россией, рассматривается в Польше как огромная победа, - говорит эксперт.

По мнению аналитиков, в целом реакция поляков на последние шаги киевских властей укладывается в общий тренд - разочарования Европы от «победителей с Майдана». И правда, если в первые месяцы можно было путем установки «информационных шор» утаить от большинства европейцев трагедию Одессы, беспорядки в Харькове, «мусорную люстрацию», захват русских православных церквей, бульдожьи «схватки под ковром» между олигархами и многие другие «подвиги» хунты, то со временем делать это становится все труднее. В век интернета информация о деяниях украинских «реформаторов», так или иначе, просачивается в Европу, вызывая логичный вопрос: «А для чего вообще мы поддерживаем такой режим?»

Ситуацию усугубляет и то, что дела в украинской экономике с каждым месяцем идут все хуже и хуже, уровень жизни упал «ниже плинтуса», средняя зарплата в Незалежной сократилась с 400 до 120 долларов, госдолг превысил все мыслимые пределы… И при этом Киев постоянно находится в роли просящего все новых и новых благ у Брюсселя, у которого и без того хватает проблем.

Еще одно обстоятельство, всерьез ухудшающее и без того печальный имидж Киева в глазах европейцев, - Порошенко и компания не делают, по сути, ничего для выполнения минских соглашений, и угроза возобновления войны на Донбассе по-прежнему висит в воздухе.

Таким образом, реакция поляков на законодательные новации Верховной Рады - первая  иллюстрация того, что Украина становится для Запада сродни чемодану без ручки - и нести неудобно, и бросить жалко. Надежды же европейцев переложить большую часть финансовой ответственности за Украину на Москву - в нынешней политической обстановке не имеют ни единого шанса на успех.  

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, студентка, 18 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии