Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Седьмая нянька российского бизнеса

 Фото: http://kremlin.ru/ Фото: http://kremlin.ru/ Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании автономной НКО «Российская система качества» (Роскачество). Структура будет еще одним звеном в системе добровольной сертификации. Производители относятся к идее скептически, полагая, что изобретать велосипед не имеет смысла и вовсе не очередной знак делает товар качественным

Все знаки в гости к нам

Накануне майских праздников Дмитрий Медведев подписал документ, официально запускающий российскую систему добровольной сертификации продукции. Точнее - ее очередной этап, потому что абсолютное большинство производителей и так уже участвуют в различных системах обязательной и добровольной сертификации. Однако на этот раз продвигаемый государством проект презентуется как новое слово в программе импортозамещения и стимулирования российского производителя. Уточняется, что Роскачество создано для реализации Концепции системы подтверждения качества российской продукции до 2020 года, утвержденной президентом России еще в 2009 году.

Работа программы Роскачества начнется с проведения веерных исследований качества товаров. Эксперты будут закупать образцы продукции, отправлять их на испытания в независимые лаборатории, аккредитованные при Роскачестве, после чего это же самое Роскачество будет выдавать производителям соответствующий знак. Пока - бесплатно, за счет государства, однако инициаторы не исключают, что такое бюджетное счастье продлится не более года-двух. Кстати, ранее сообщалось, что производители уже на первом этапе все-таки будут оплачивать лабораторные исследования своих товаров. Уже сейчас получение сертификатов на коммерческой основе стоит около 200 тысяч рублей на аудит и два последующих года надзора из расчета на одно предприятие. 

Участвовать в исследовании смогут российские производители тех товаров, стандарты для которых (причем желательно, чтобы требования их были жестче требований национальных и межнациональных стандартов) разрабатывали ведущие российские НИИ.

Пока предполагается проверить растительное масло, майонез, мороженое филе трески, тихоокеанского лосося, натуральный мед, пищевую йодированную соль, детскую кожаную обувь, подушки и одеяла, туалетное белье и махровые полотенца, бельевые и трикотажные изделия для детей и младенцев, обезжиренный творог и творог до 4% жирности. Всего в первый год работы Роскачества планируется порядка 30 проверок в 30 категориях товаров (в среднем по 50 товаров в каждой категории). В общей сложности на 2015 год Роскачеству потребуется финансирование на проведение проверок и инспекций в размере 22,5-37,5 млн рублей, так как стоимость одной проверки составляет от 750 тысяч до 1,25 млн рублей.

Бизнес на недоверии

Эксперты в области качества и производители весьма скептически относятся к нововведению. В России и без того уже существует, по самым скромным оценкам, более 1 тысячи систем различной добровольной сертификации и самых разнообразных отраслевых знаков качества, которые организуют и присваивают буквально все кому не лень: от одноразовых общественных организаций, окучивающих производителей всеми доступными способами, - до вроде бы серьезных центров. Однако в многообразии и изобилии различных сертифицирующих организаций не то что потребитель - сам производитель уже перестает понимать, что означает очередной знак и кому на самом деле можно доверять.

В стране активно действуют вполне уважаемые в различных отраслях промышленности инструменты оценки опыта и деловой репутации, которые вполне могут стать универсальными. Скажем, в экспертных кругах сейчас активно обсуждается концепция национального стандарта «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности».  Напомним: понятие «репутационный стандарт» в деловой лексике появилось не так давно. Началось со строительства - ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций».  В 2014 году это стало маленькой революцией в такой большой и сложной системе экономической деятельности, как строительная отрасль.  Однако со временем выяснилось, что растет число тех, кто репутационным стандартом воспользоваться хотел бы, но, будучи не причастным к строительной сфере, не имеет пока такой возможности. Это продемонстрировало, что ГОСТ реально действует и ему доверяют. Планируется, что уже в 2015 году стандарт оценки опыта и деловой репутации может стать основополагающим и в других областях производства. Так есть ли смысл нагружать производителей и потребителей обилием очередных непонятных нововведений, если действующие уже работают и достаточно надежны?

«Главная проблема - проблема доверия, - сообщил OK-inform сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. - Очередная система добровольной сертификации тоже должна основываться на доверии. Увидит человек знак качества на упаковке - купит. Но, к сожалению, у нас как раз такого доверия-то и нет. Поэтому потратят опять эти миллионы, а все будет делаться так же, как и делается. Доверие возникает, если все делается публично. Например, как в Германии в немецком институте мониторинга качества “Штифтунг Варентест” (Stiftung Warentest ). Там изначально проект тоже финансировался государством, но затем, завоевав доверие населения, стал работать за собственные средства. Сейчас государство его поддерживает минимально, но институт работает в прямом смысле на доверии. А у нас, я считаю, - это все имитация бурной деятельности. Есть бюджет, который потратят с заведомо прогнозируемым результатом. Абсолютное большинство потребителей всем этим нашим знакам не верят, потому что все продается».

Директор по PR крупного производителя бакалейных товаров, попросив не называть в прессе ФИО и название компании, также рассказала закрытые подробности участия в подобных акциях:

«Если бы это проводилось как стандарт ISO, с настоящим открытым аудитом, четко аргументированным по всем параметрам - от всех этапов производства до продажи - то этому, вероятно, можно было бы доверять. Но я не понимаю, зачем еще одна система, если все подобное и у нас, и за границей уже есть? Например, наше предприятие участвует в “Товаре года”. Эта экспертиза подтверждается данным маркетинговых исследований по четким показателям - как самый продаваемый товар. Опрашиваются товароведы, ведется аудит продаж, поэтому показатели четкие и однозначные и свидетельствует о реальном спросе на товар. Но здесь качество не оценивается, только спрос. Что касается оценки качества, то в России, несмотря на постоянную критику государственного надзора, я считаю, и так все достаточно строго, и говорить, что ничего не регулируется, - неправда».

Представитель производителя уверяет, что со стороны Роскачества на них пока никакого давления - ни в форме предложений поучаствовать, ни в какой-то иной форме - не было. Но она почти уверена, что будет.

«Конечно, и к нам регулярно приходят представители каких-нибудь сертифицирующих или полуконтрольных организаций с предложениями участвовать в их конкурсе или программе. Но мы - предприятие вполне самодостаточное, поэтому можем их отфутболить. А вот некоторые соглашаются: кто-то поддается уговорам, других просто берут измором, а третьих - даже шантажом. Да, бывает и такое. Говорят: не поучаствуете в нашем “независимом” исследовании - нашлем проверяющих и обязательно что-нибудь найдем и разместим в СМИ».

На вопрос OK-inform, нужны ли самим производителям подобные знаки, эксперты отвечают:

«Ну, если только потешить свое самолюбие и украсить упаковку очередной наклейкой. Если товар не покупают, то хоть трижды обклейся - лучше все равно не станет. Смотрит ли покупатель на наклейки? Трудно сказать, думаю, что нет. Если только в алкогольной продукции - там конкурсы проходят несколько по-иному».

Производителей также смущает сам факт появления Роскачества. Они справедливо замечают, что, вводя такой знак, мы как бы признаемся, что все остальное - это не российское? Или даже и вовсе не качество?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лида, менеджер по персоналу в ресторане, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии