Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Скандал в неблагородном семействе

 Фото: Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons Фото: Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons В последние дни вся Франция, затаив дыхание, следила за политической драмой из серии «Отцы и дети». Лидеры «Национального фронта», одной из главных французских партий, отец и дочь Ле Пен окончательно разошлись во взглядах и разругались в пух и прах. В итоге Марин Ле Пен временно изгнала своего 86-летнего отца Жана-Мари из основанной им же партии, а тот в ответ отрекся от своего чада. По мнению экспертов, этот скандал способен усилить позиции «Национального фронта» и его лидера во Франции, что однозначно играет на руку России

Взаимное отречение отца и дочери Ле Пен случилось не на пустом месте. К своему несчастью, престарелый Жан-Мари взял моду раздавать интервью СМИ - и каждое новое из них вызывало поток негатива и осуждения французов как в его адрес, так и в адрес «НФ». Сначала всю Францию возмутили его слова о том, что в политике маршала Петена (премьера  профашистского правительства Франции в годы Второй мировой) «не было ничего зазорного и страшного». При этом старый провокатор точно знал, что задевает французов за живое - многие из них искренне переживают странную роль своей страны во Второй Мировой (будучи оккупирована до 1944-го, Франция считается державой-победительницей Гитлера). А Петен для них и вовсе является символом предательства. 

Этот скандал Марин перенесла стоически, всего лишь отстранив папу от участия в региональных выборах. Потом Жан-Мари разразился тирадой о том, что «использование нацистских газовых камер во время Второй мировой войны - не более чем деталь истории». Пресса вновь встала на дыбы, а в нынешнем апреле разгорелся финансовый скандал - французские журналисты обнаружили у патриарха политики счет в швейцарском банке на несколько сотен тысяч евро. И тут же обвинили его в уклонении от уплаты налогов.  

Развязка же наступила на днях, когда Ле Пен-старший попытался сорвать выступление Марин на митинге на одной из парижских площадей. Едва нынешний лидер «НФ» успела поздороваться с толпой сторонников, как ее отец выскочил на сцену в дурацком красном пальто, да еще и начал не менее дурацки жестикулировать, не давая дочери заговорить. Видимо, именно в этот момент Марин Ле Пен впервые осознала: разговоры ее советников об экс-лидере партии на тему «маразм крепчал» вполне обоснованны.  В итоге Марин решила, что ребяческие выходки отца дискредитируют партию, и Жану-Мари пришлось на время сдать партбилет.

- Это как в боксе, - прокомментировал он конфликт с дочерью. - Вы все равно можете выиграть, даже если получили хороший хук в челюсть. Мне стыдно, что моя дочь носит мое имя. Пусть она вернет мне его - и продолжит кампанию под именем своего сожителя Луи Альо!

При этом никто не отрицает: Жан-Мари Ле Пен в свои 86 лет - мощный старик. И он еще способен немало потрепать нервы и дочери, и бывшим соратникам.  «Национальный фронт» он основал еще в 1972-м, собрав под свои знамена всех, кто разделял ультраправые националистические взгляды и ненавидел ценности правивших тогда социалистов. В основе политической программы «НФ» лежали ограничение миграции во Францию из неевропейских стран, а также отказ от политики евроинтеграции.

«Лепеновцы» были готовы до последнего отстаивать право коренных французов на защиту своей культуры и традиционных ценностей. И всячески поносили идеи создать в стране мультиэтническое и мультикультурное государство. «Фронтовики» Ле Пена были категорически против вступления Франции как в Евросоюз, так и в другие международные объединения - это, по их мнению, ставило под удар суверенитет и интересы страны.

Во Франции ситуацию с изгнанием Ле Пена-старшего из собственной партии воспринимают как вполне логичную. Ведь со времен, когда старик Жан-Мари был пламенным лидером «НФ», и правда, утекло слишком уж много воды. А от непримиримой идеологической «начинки» движения сегодня осталось не так уж много. Прежде всего это касается отношения к французским евреям. Ле Пен-старший всегда отличался пещерным антисемитизмом и любил резко высказаться в адрес «жидов».  

Но сегодня лидеры «НФ» повернулись лицом к французским иудеям, составляющим более полумиллиона избирателей в Пятой республике. Так у евреев неожиданно появилась новая защитница - Марин Ле Пен. В прошлом году она прямо заявила в интервью, что «Нацфронт» - «самый крепкий щит для защиты еврейского населения Франции».

- Никакого лукавства тут нет. Евреи видят главную угрозу своей безопасности во втором и третьем поколениях мусульман, прописавшихся во Франции. Многие из них считают, что партия Ле Пен относится к атакам на евреев куда менее терпимо, чем ее политические соперники. После терактов в Париже, связанных с атакой на «Шарли Эбдо», многие французские евреи изменили свое отношение к партии Марин Ле Пен. Свою роль сыграл и такой фактор - если еврейская диаспора во Франции едва превышает полмиллиона, то мусульман в стране - на порядок больше. Да и антисемитизм в Пятой республике из моды не вышел, - считает политолог Сергей Мануков.

Однако в главном Марин Ле Пен во многом придерживается политической программы отца. Она намерена добиваться выхода Франции из НАТО, ослабления евроинтеграции, а также  углубления отношений с Россией. Еще в 2011 году Марин Ле Пен раскритиковала французскую прессу за «демонизацию» России - по ее словам, это происходит с подачи США.

- Политикам, выступающим за углубление отношений с Россией, приходится непросто. Им требуется немало мужества, чтобы отстаивать эту ставшую уже почти неполиткорректной позицию, - сказала она.

При этом сама Марин несколько раз посещала Россию и открыто встречалась с Владимиром Путиным. А также неоднократно высказывалась в том духе, что прекрасно понимает и разделяет взгляды лидера РФ - как на нынешнюю геополитику, так и на будущее «единой Европы от Лиссабона до Владивостока». Излишне говорить, что ее поведение крайне раздражает консервативные политические круги как в Европе, так и в Америке.

Впрочем, ссору в семействе Ле Пен эксперты объясняют и еще одним фактором - сменой целей самого «Национального фронта». В конце концов, при Ле Пене-старшем он был все же маргинальным движением. Время от времени оно набирало несколько лишних процентов голосов  -  в моменты, когда многие французы устраивали таким образом «протестное голосование». Однако Жану-Мари никогда не приходило в голову всерьез мечтать стать хозяином Елисейского дворца - даже в 2002-м, когда он вышел во второй тур президентских выборов. По большому счету, он всегда предпочитал оставаться этаким «агрессивным клоуном», развлекающим французских традиционалистов.

В отличие от него, Марин Ле Пен однозначно метит на высший пост во Франции. А значит, ей просто придется отказаться от резких националистических жестов в духе своего отца. В конце концов, большинство французов никогда не поддержит политика, отрицающего Холокост или призывающего выставить из Франции всех нелегальных мигрантов. А значит, смена курса  выглядит вполне логично.

Главными кандидатами на президентский пост на выборах-2017 французские политологи называют действующего президента Франсуа Олланда, экс-президента Николя Саркози и Марин Ле Пен. Однако рейтинг Олланда давно опустился «ниже плинтуса» (около 20 процентов поддержки) и способен упасть еще ниже. Многих французов искренне огорчает несамостоятельная политика Франции - которая в итоге привела к катастрофе в Ливии, войне на Украине и острому политическому кризису в Европе. И они вряд ли вновь проголосуют за Олланда. 

А Николя Саркози до сих пор преследуют скандалы прошлого - их спектр простирается от приема денег на свою предвыборную кампанию из рук покойного диктатора Каддафи до торговли оружием с Анголой. И за два предстоящих года многие французы вряд ли  забудут Саркози эти косяки. Недаром, согласно соцопросам августа-2014, больше всего французов видели будущим президентом Франции именно Марин Ле Пен, оставившую позади обоих конкурентов-мужчин. Если за два предстоящих года предпочтения французов не изменятся, а сама Марин совершит еще несколько сильных и эффектных политических ходов, то в итоге Россия может получить реального партнера во главе страны - одного из двух «локомотивов ЕС». Что само по себе способно в корне поменять расклад в отношениях между Россией и Евросоюзом.

Впрочем, этот прогноз - из разряда идеальных. Недаром французы шутят: «Я не буду бояться летать на самолетах тогда, когда люди перестанут аплодировать пилотам после удачной посадки. И я проголосую за “Национальный фронт”, когда Ле Пены наконец найдут общий язык».   

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии