Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Мировой опыт: энергия вокруг нас

 Фото: Bob Collowân Фото: Bob Collowân Продолжающийся мировой кризис в очередной раз обращает внимание многих стран на вопросы энергетики. Впрочем, некоторым он даже помогает быстрее достичь ранее поставленных целей

Так, стратегия Европейского союза «20-20-20», возможно, воплотится в жизнь раньше. Напомним, согласно документу, к 2020 году уровень выбросов углекислого газа в атмосферу в странах союза должен сократиться на 20% (по сравнению с уровнем 1999 года), доля энергии из возобновляемых источников в общей структуре энергопотребления - вырасти до 20%, а общие энергозатраты - сократиться на 20%. Каждая страна союза идет к этой цели своим путем, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

Один из лучших показателей на этом поприще сегодня демонстрирует Дания: в этой стране процент «зеленой» энергии в общем энергобалансе уже сегодня значительно выше среднеевропейских показателей и стремительно приближается к половине. Чтобы понять, как датчанам это удалось, корреспондент OK-inform отправился в скандинавское королевство.

Деньги из мусорного бака

Россияне уверены, что сжигать мусор опасно. Мы постоянно слышим, что при горении в атмосферу выделяются вредные элементы. Даже к переработке мусора мы относимся с подозрением, находя поддержку у экологов. Так, в начале этого года в очередной раз было отложено строительство мусороперерабатывающего завода в Левашово греческим консорциумом Helektor S.A. - Aktor Concession S.A. Были названы экономические причины (рост курса евро) и изменение федерального законодательства (закона «Об отходах»). Однако за несколько лет до кризиса во время общественного обсуждения проекта ни население, ни власти не выразили бурного приятия этой идеи, хотя речь шла о биологической обработке отходов.

Датчане же, как и многие европейцы, не боятся даже сжигать мусор - так они получают электричество и тепло. Дело в том, что в этой стране сложилась долгая (с первой трети прошлого века) традиция именно такого обращения с отходами. Мусоросжигательный завод в муниципалитете Орхуса работает с 1935 года. «Мы научились сжигать мусор качественно: у нас работает многоступенчатая система очистки воздуха, так что в атмосферу не попадает вредных веществ (под воздействием температуры в 1 000 градусов по Цельсию мало что остается. - Прим. ред.)», - объясняет представитель завода во время экскурсии на предприятие. В результате до 20% тепла по всей Дании обеспечивается за счет таких заводов. К 2016 году это скандинавское королевство планирует построить третью очередь завода, а к 2030 году - полностью отказаться от использования дешевого, но вредного для экологии угля.

Поступивший на мусоросжигательный завод мусор сортируется, оставшийся - идет в топку. Каждый час здесь уничтожается 31 тонна отходов (пока для работы завода все еще нужны уголь и солома). Из этого получается горячая вода и электричество, которые подаются в домовладения муниципалитета. Примерно 20% отходов в виде остатка используются в дальнейшем: их закатывают в асфальт. А 4%, которые уж совсем никак не применить, «уезжают» на захоронение в Норвегию.

Сегодня в Дании перерабатывается до 67% всех отходов, 30% - сжигается и только несколько процентов идут на полигон (по данным компании «Ростехнологии», в России перерабатывается около 7-8% ТБО, остальной мусор просто вывозится на полигоны). В скандинавском королевстве налажена система приема отходов от населения. Так, например, можно сдать полуторалитровую пластиковую бутылку и получить за нее 1,5 датских кроны (примерно 10 рублей). «Мусор для нас - это сырье», - говорят бережливые датчане. Только почему-то центральная площадь Орхуса за все дни, что мы провели там, не убиралась ни разу: она была устлана бумажными и полиэтиленовыми фантиками и бутылками - деньги буквально валялись под ногами…

У здания тоже может быть интеллект

Помимо того, что датчане, прославившись на весь мир,  овладели технологией производства энергии из ветра, солнца и органических отходов, они создали целые энергоэффективные города. Особенно преуспел в этом муниципалитет Скиве. Более 40 лет он поощряет инвестиции в «зеленые» технологии. В результате сегодня для перевозок пассажиров по городу активно используется транспорт на биогазе, а администрация муниципалитета расположена в удивительном здании, которое получило название «Голубой бриллиант».

Построенное в 2012 году, оно установило новый стандарт в возведении энергоэффективных зданий. Его особенность в том, что оно не потребляет энергию, а, наоборот, вырабатывает ее. Происходит это за счет солнечных батарей общей площадью 960 кв. метров, которые покрывают не только крышу, но и фасад здания. В нем установлены светодиодные светильники и внедрена особая система отопления и рекуперации тепла. Всеми этими системами можно управлять с помощью компьютера. Здание не существует само по себе, а соединено в единую сеть, куда также входит городская библиотека, ратуша и ледовый каток под открытым небом: туда и поступает вырабатываемая «умным домом» энергия. Обошлось все это властям в 7 млн датских крон (1 евро равняется 7,48 датской кроны. - Прим. ред.), которые муниципалитет планирует вернуть через десять лет. Благодаря таким проектам Скиве в целом собирается к 2029 году достичь амбициозной цели - полностью избавиться от выбросов углекислого газа. А к 2042 году - совсем отказаться от использования нефти, газа и угля для обеспечения себя энергией и теплом.

Российские муниципалитеты пока не могут похвастаться такими результатами. Однако рынок «умных зданий» в нашей стране динамично развивается. Правда, россиянам «дом с мозгом» больше знаком на бытовом уровне, чем на корпоративном.

Важной тенденцией последних лет стал активный переход пользовательских интерфейсов для управления «умным домом» на мобильные платформы, считают исследователи. Будущее этого направления выглядит в России весьма перспективным с учетом глубины проникновения мобильной связи и огромного числа мобильных пользователей. Согласно прогнозам экспертов (более 30 представителей игроков рынка - производителей, дистрибьютеров и системных интеграторов), в ближайшие пять лет российский рынок систем автоматизации «умный дом» будет расти средними темпами 24% в год.

Исследователи уверены: росту объемов этого рынка в России будет способствовать прежде всего повышение тарифов на электроэнергию, которое составит 7,5%-14% в год, обсуждаемое введение социальных норм ее потребления для населения и ограничений на потребляемую мощность для юридических лиц.

Экологические хиппи

Но вернемся в Данию. Стоит отметить, что экологически сознательными датчане были не всегда. «Когда в 1970-х годах кто-то в нашей стране заводил разговоры о “зеленой” энергетике, на него смотрели в лучшем случае как на хиппи», - вспоминает Майкл Педерсен с датского предприятия Siemens Wind Power. Компания производит ветряные генераторы, которые мы увидели своими глазами. Однако ограниченная в природных ресурсах страна скоро пришла к глобальному пониманию проблемы. «Однажды в мире не останется ни угля, ни газа, ни нефти, и нам всем придется привыкнуть к “зеленой” энергетике. И большой шаг в этом направлении мы уже сделали», - считает Клаус Лейк из Школы экологической журналистики. «Раньше мы продавали на мировой рынок сыр и другие продукты, а теперь - ветряные электростанции и “умные” системы распределения энергии», - добавляет он.

«Очевидно, что мы не можем вернуться к жизни без компьютера или отказаться от автомобиля. Но кое-что мы все же в силах сделать: не жечь свет без нужды, использовать малолитражные машины, возможно, законодательно принуждать компании к экономии ресурсов», - рассуждает профессор геологии университета Орхуса Марит-Сольвейг Сейденкранц. «Конечно, тут важен и вопрос экономики. Вот я бы, к примеру, с удовольствием купила электромобиль. Но он слишком дорог. Может быть, если льготы на этот вид транспорта как-то прописать в законе, такая машины стала бы доступней», - полагает ученый. Например, электрокар марки Tesla Motors может стоить до 300 тысяч евро, в то время как обычный автомобиль при прочих равных условиях - в шесть раз меньше. Но в соседней Норвегии владельцам электрокаров предоставляют льготы: водители могут бесплатно парковаться в центре Осло (что для европейской столицы - невиданная роскошь), ездить по выделенной для общественного транспорта полосе и пользоваться другими привилегиями.

Впрочем, датское законодательство и без того стимулирует датчан пристальней присматриваться к «зеленым» технологиям. Так, ветряную электростанцию может установить у себя на участке любой частник. Правда, в таком случае государство не будет субсидировать ему затраты. А если компания запустит целый ветряной парк (ферму), то бюджет поможет. Правда, электричество в Дании все равно получается дороже, чем в соседней Германии и Швеции. И до сих пор в стране идет диалог: а надо ли продолжать идти по этому «зеленому» пути, или пора остановиться. Разумеется, защитники экологии уверены, что надо. А вот промышленники в этом уже сомневаются.

Справка OK-inform

Тем временем российские энергетики усиливают систему экологической безопасности Северо-Западного региона страны. Одна из профильных  компания внедрила и обновила на своих объектах оборудование, снижающее негативное воздействие на окружающую среду. Отремонтировано более 20 устройств системы маслохозяйства, около 10 единиц систем водоснабжения и канализации, очистных сооружений хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых стоков, артезианских скважин. Компания регулярно проводит лабораторные исследования, в том числе по определению качества атмосферного воздуха, контролю предельно-допустимых выбросов, качественного состава сточных, подземных и поверхностных вод в регионе.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лера, дизайнер, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии