Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Жизнь других: что сегодня происходит в российских СМИ

 Фото: vk.com/dddjournalism Фото: vk.com/dddjournalism За последнее пятилетие серьезную роль в жизни российских СМИ стали играть два фактора. Первый - развитие соцсетей и мобильных платформ (следствие доступного и быстрого интернета). Второй - новое поколение читателей (или более формально - медиапотребителей). Означает ли это, что растет и новое поколение самих СМИ?

Недавно в Петербурге прошел форум «3D-журналистика». Мероприятие не первый год собирает хорошую аудиторию. Но в этот раз состав спикеров был ни дать ни взять звездный. Алексей Венедиктов и Галина Тимченко, Виталий Лейбин и Алена Долецкая, Наталья Синдеева и Алексей Аметов. И залы, конечно, были забиты битком: студентами, начинающими и «продолжающими» журналистами, да и сами спикеры с удовольствием слушали и спрашивали друг друга о делах насущных. Судя по количеству молодежи, мир журналистики манит, а интерес к профессии не ослабевает. «Форум “3D-журналистика” всегда заставляет много думать», «Спасибо! В очередной раз форум “3D-журналистика” показал всем, какой же он крутой!», «Отличная возможность окунуться в медиапространство, “прокачать” свои профессиональные навыки и обзавестись полезными знакомствами!», - пишут в соцсетях участники. Но если форум 3D-журналистики вызывает только положительные эмоции, то с самой журналистикой, судя по выступлениям спикеров, все не так однозначно.

Пятилетка перемен

По словам экс-главного редактора РИА «Новости» Светланы Миронюк, среди ключевых трендов, наметившихся в медийном пространстве за последние пять лет, - «смерть» уникального журналистского коллектива и появление «блуждающих форвардов». Теперь все делают все, и журналист (как, например, Олег Кашин) нынче сам себе и бренд, и платформа. Он может переходить из одного СМИ в другое, и аудитория будет следовать за ним. Кстати, иерархия платформ тоже сменилась благодаря появлению интернета шаговой доступности. «Если бы я сегодня начала делать новое СМИ, я бы начала его делать с мобильной платформы», - рассуждает Миронюк.

Изменились и отношения в треугольнике «автор - новость - аудитория». Если раньше первичный вопрос был «Кто?» (кто написал материал, в каком СМИ), а за ним шли «Что?», «Как?» и «Где?», то сегодня скорость распространения информации вывела на первый план вопросы «Где?» и «Когда?». За ними следуют «Как?» и «Что?», а вот автор новости сегодня интересует аудиторию чуть ли не в последнюю очередь.

Светлана Миронюк подчеркивает, что существуют российские аномалии, которые еще сильнее затрудняют жизнь тем СМИ, которые считаются объективными и независимыми. Так, «цементирующая» политика в области медиа привела к появлению безаудиторных СМИ-симулякров, которые, в свою очередь, породили целую индустрию фейка: и вот уже появляются не только фейковые авторы, но и фейковые читатели и комментаторы. Однако соцсети уже начали чистку фейковых аккаунтов, со временем это должно коснуться и фейковых СМИ.

Вместе с открытыми изданиями (какими, по идее, и должны быть средства массовой информации, как, например, РБК, «Медуза», «Эхо Москвы») появляются замкнутые. И среди всех участников рынка растет нерыночная конкуренция за бюджетные деньги, создаются искусственные условия развития. «Есть, конечно, недобросовестная конкуренция. Засилье государственных СМИ, пропаганда», - констатирует генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева. Она считает, что это бьет по СМИ не меньше, чем экономический кризис.

Из психологии - в психиатрию

Кризис, пожалуй, можно назвать некоей кульминацией всех этих изменений. Журналы и информагентства ринулись пересматривать бюджеты, сокращать штат, частоту выхода. Да и само количество СМИ в России уменьшилось. Цитата Светланы Миронюк многих задела за живое: «Мы перешли из области психологии в область психиатрии. Мы тяжело больны, но не готовы это осознать. Медиа - маячок, который показывает, что происходит с обществом. В российских медиа катастрофически отсутствует солидарность. Власти, собственники научились разбираться со СМИ по отдельности».

Главный редактор «Медузы» Галина Тимченко считает, что этот кризис - институциональный. «Государство взяло курс на изоляцию, на единомыслие. Кризис выявил, что СМИ готовы поступиться правилами. Государство от СМИ требует бесконечных одобрений, забывая о том, что СМИ - это гвоздь в попе общества. Мы не должны давать сидеть спокойно. Для меня СМИ утратило представление о профессии. Это уже следствие кризиса, кризиса в головах».

В апреле Владимир Путин заявил, что на восстановление экономики (читай - превозмогание кризиса) может понадобиться около двух лет. Когда придет в себя и какой будет журналистика - сказать пока сложно.

Что будет завтра. В 2020

Поколение Z, выросшее с планшетом в руках, не очень любит большие тексты и очень любит приложения. Поэтому СМИ, скорее всего, придется подстраиваться, пусть даже и частично.  По мнению Светланы Миронюк, произойдет трансформация института СМИ через функциональное, более четкое разделение на журналистику факта и журналистику мнения. Аудитория будет фрагментирована в соответствии со своими интересами и ценностями. Будет развиваться конкуренция сервисов, где СМИ - лишь один из них. Процессы станут более автоматизированными (Associated Press уже создал автосервис для части профильных новостей, где структура новости остается неизменной, а цифры и даты - обновляются).

«Меняйте профессию», - советует главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. По его словам, российским СМИ «осталось лет десять».

«Я не вижу тренда развития российских СМИ», - выражает аналогичное мнение Светлана Миронюк.

Но вместе с тем именно «кризисный» форум «3D-журналистики» собрал самый звездный состав и огромную аудитории со всей России и по всей России (трансляция шла в интернете). И если одним есть что сказать, а другие готовы слушать и, что гораздо важнее - работать, значит, не все потеряно. И, может, не аудитория сформирует новые СМИ, а СМИ все-таки смогут вывести аудиторию на новый уровень.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, воспитатель, 31 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии