Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Что случится с ОСАГО, если Росгосстрах не услышит последнего предупреждения

 Скандал с запретом заключать договоры ОСАГО крупнейшему игроку рынка - Росгосстраху - решение беспрецедентное, но, как оказалось, не неожиданное. Эксперты рассказали ОК-inform, что будет дальше с автогражданкой и страховщиками

Центробанк России объявил о беспрецедентном решении - он запретил с 26 мая 2015 года крупнейшему игроку рынка страхования автогражданки, имеющему почти 40% рынка, заключать договоры ОСАГО и вносить какие-либо изменения в действующие договоры, влекущие увеличение обязательств. Согласно официальному сообщению главного российского финансового регулятора, суть претензий заключается в том, что Росгосстрах не исполнил многочисленные предписания об устранении нарушений в части порядка заключения договоров ОСАГО. Также указывается, что только в период с 1 апреля по 25 мая 2015 года на Росгосстрах поступило более 2300 жалоб от клиентов. Председатель экспертного совета по законодательству о страховании комитета по финансовому рынку Госдумы Александр Коваль (ранее, кстати, занимавший высокий пост в Ростехнадзоре, курирующем рынок страхования до передачи полномочий в Центробанк) в интервью СМИ уточнил, что Росгосстрах игнорировал предписания финансового регулятора, и потому у последнего были полномочия приостановить действие лицензии. По словам Коваля, только в течение 2014 года против компании Данила Хачатурова было подано около 250 000 исков.

В пресс-службе самого Росгосстраха решение Центробанка назвали «полной неожиданностью», а претензии не считают поводом для таких радикальных решений. Более того: через несколько часов после обнародования решения ЦБ стало известно, что страховщик нашел способ обойти запреты Центробанка. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на первого вице-президента Росгосстраха Дмитрия Маркарова, запрет касается только одного юридического лица - ООО «Росгосстрах». Головная же компания ОАО «Росгосстрах» под ограничения регулятора не попала.

«Вторая компания имеет лицензию на ОСАГО и представительства во всех регионах. Возможен вариант большего ее включения в ОСАГО, у нее есть бланки полисов», - рассказал Маркаров.

В ЦБ прокомментировали это решение бизнесменов, назвав «возможной бизнес-моделью».

«Мы ограничили действие конкретного юрлица, которое имеет огромное количество застрахованных лиц», - сказал представитель ЦБ Игорь Жук, заметив, что для финансового регулятора основной является проблема исполнения закона и платежеспособности участников рынка.

Пока запрет на ОСАГО для Росгосстраха действует в течение полугода, начиная с 26 мая. Однако эксперты считают, что последствия для компании могут быть гораздо более жесткими, если «последнее предупреждение» не будет услышано.

«Мое мнение, исходя из многочисленных консультаций с чиновниками, представителями Роспотребнадзора, ФАС, - что ситуация спровоцирована самим Росгосстрахом, - сообщил ОК-inform руководитель региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей страховых и банковских услуг» Андрей Балюлин. - Это накопившееся недовольство госслужащих политикой Росгосстраха. Еще в прошлом году говорили о том, что компанию надо поставить на место. Росгосстрах - очень крупный игрок, злоупотребляющий своим доминирующим положением на рынке. Это привело к множеству жалоб, которые фактически парализовали работу многих госструктур. Так что решение по нему было принято еще в 2014 году, но почти год «вызревало».

При этом Андрей Балюлин считает, что решение ЦБ - это только первый шажок.

«Меня во все детали не посвящали, но ОСАГО - не единственный вид страхования, предлагаемый Росгосстрахом. Предполагаю, что будет наступление и по другим фронтам. Но надо понимать, что цель этого - не уничтожение Росгосстраха, никто не ставит задачи его уничтожить и перехватить бизнес. Сейчас «наверху» посмотрят, как компания себя поведет. Дальше машина будет запущена по полной программе. Росгосстрах может постигнуть участь других, более мелких игроков - вплоть до полного отзыва лицензии. Раньше у Росгосстраха была индульгенция и некое всепрощение - боялись, что если Росгосстрах перестанет работать, то отрасль постигнет крах. Но было большое совещание страховых компаний, на котором стало понятно, что другие страховщики легко перекроют спрос. Все решалось не в оперативном порядке, сценарий был проработан».

По мнению эксперта, сейчас все в руках самого Росгосстраха.

«Если они пойдут навстречу - то и им пойдут навстречу. Если нет - то дни сочтены», - считает Андрей Балюлин.

Специалист убежден, что на рынке страхования очень много других, вполне достойных игроков, и потребители в конечном счете только выиграют.

«Монополии только вредят. Однако маловероятно, что Росгосстрах вообще прекратит работу», - говорит эксперт.

Между тем, другие специалисты отрасли страхования считают, что на самом деле программой-максимум в деле с Росгосстрахом является полная передача полномочий на рынке автогражданки из рук вечно ноющих на убыточность ОСАГО частных компаний в одни руки - государственные.

«Правительство, похоже, решило национализировать данный бизнес. Все мучения страховщиков с ОСАГО скоро закончатся. У меня нет инсайдерской информации, но мне видится, что все обязательное страхование в ближайшее время перейдет в условный «Госстрах». ОСАГО может быть первым в очереди. За ним - страхование опасных производственных объектов, а затем - новые обязательные виды, например, страхование имущества», - в интервью изданию СЛОН.ру сообщил экс-президент страховой группы МСК Арсен Даллакян.

Однако даже такой исход событий не является критичным для миллионов автовладельцев России. Как сообщил ОК-inform соучредитель и руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России», автор обращения к президенту Владимиру Путину от имени ФАР об изменении закона об ОСАГО, а также организатор кампании по борьбе с необоснованными отказами в страховых выплатах и открытости при обороте финансов страховых компаний Сергей Канаев, «переход рынка автогражданки в руки государства был бы неплохим вариантом».

«На самом деле это было бы неплохо, - сообщил Сергей Канаев. - Тогда бы никто не жаловался на убыточность этого вида страхования, не было бы смысла приуменьшать выплаты. Очевидно, что за 12 лет существования ОСАГО страховщики не справились с этим рынком. Они, приходя сюда, думали, что это просто бизнес, а не обязательства. А обязательства есть, и их необходимо выполнять».

Канаев приводит любопытные цифры, ссылаясь на данные Российского союза автостраховщиков (РСА): так, за 1 квартал 2015 года на руках у автостраховщиков осталось 24 млрд рублей, что равно всем невыплаченным по автогражданке средствам за весь 2014 год. Кроме того, по данным РСА, страховщики в прошлом году продали полисов ОСАГО на общую сумму более 150 млрд руб., а сумма выплат клиентам составила почти 89 млрд. При этом сами страховщики утверждают, что рынок ОСАГО несет убытки, а разницу между этими суммами нельзя называть прибылью.

Сергей Канаев считает, что страховщики жалуются напрасно: на самом деле их прибыль растет параллельно со снижением ответственности самих компаний.

«Прибыль растет. И если все это перейдет государству, то ничего плохого я в этом не вижу. Раньше же был единый Росгосстрах, но он регулировался, хотя и были громкие дела - вспомните, сколько их пропесочивал тот же знаменитый киножурнал «Фитиль». Я это все прекрасно помню. И сейчас пора наводить порядок, хватит нам уже бизнеса. Люди хотят, чтобы была не только свобода бизнеса, но и ответственность бизнеса. Был достаточный срок - 12 лет. Автостраховщики за это время не создали нормального рынка. Если бы он был, они бы давно могли компенсировать все свои издержки, которые сегодня они выпрашивают у Центробанка», - считает Сергей Канаев.

На вопрос о перспективах того, что будет с автовладельцами и с самим ОСАГО, Сергей Канаев ответил: «Да ничего страшного не будет. Со своими клиентами Росгосстрах разберется, а для остальных - это будет уроком».

Показательная порка, похоже, уже приносит результаты. Сейчас страховщики наперебой уверяют СМИ, что теперь точно начнут жить по-новому. На реанимацию рынка автострахования, по оценкам специалистов, отводится около двух лет. Отсчет пошел с 26 мая.

Фото: Артем Житенев/РИА Новости

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии