Национальная карта замахнулась на мировой уровень
Запущенная 1 апреля Национальная система платежных карт (НСПК) готовится к выходу на международные рынки. На минувшей неделе национальная карта получила свое название и логотип, теперь ведутся активные переговоры с международными партнерами для выпуска совместных карт. Эпизодически происходящие технические сбои в работе системы эксперты связывают с «болезнями роста».
Чтобы «Мир» стал мировым
28 мая прошла церемония официального награждения победителя конкурса по выбору логотипа и названия для банковской карты, создаваемой в рамках НСПК. Победитель открытого голосования - жительница Удмуртии Елена Сосновская, получившая в качестве награды 150 тысяч рублей, предложила назвать карту «Мир».
Впрочем, еще до объявления итогов всенародного волеизъявления в компании предупредили, что граждане России выберут наилучший дизайн и логотип, однако над финальным результатом «должны поработать профессиональные дизайнеры». Кроме того, успех бренда в большей степени зависит не от логотипа, а от функциональности самой системы, уверены в НСПК.
В плане функциональности системы еще есть над чем поработать. С получением рынка внутри России у нового игрока особых сложностей не возникло. Согласно законодательству, международные платежные системы должны были до 1 апреля перевести обработку внутрироссийских транзакций на процессинг НСПК или заплатить обеспечительный взнос.
Из двух основных международных игроков о своевременном подключении банков к операционно-клиринговому центру НСПК сообщили только в MasterCard. Системе Visa пришлось вносить обеспечительный взнос в Центробанк. Впрочем, 28 мая зампред ЦБ Ольга Скоробогатова сообщила, что все российские банки, работающие с Visa, перевели внутрироссийские транзакции на процессинг в НСПК. Эту информацию позже «с радостью» подтвердили и в офисе платежной системы Visa.
С выходом на международные рынки ситуация обстоит несколько сложнее, поскольку административные меры здесь не столь эффективны. Одним из путей проникновения на рынок является выпуск кобейджинговых карт совместно с другой платежной системой. Особенностью таких карт является то, что они полноценно функционируют в инфраструктурах обеих систем.
По словам Ольги Скоробогатовой, в течение двух месяцев НСПК планирует завершить переговоры по созданию кобейджинговой карты с MasterCard. Зампред ЦБ добавляет, что с НСПК уже готова сотрудничать в этой области японская платежная система JCB.
Технические сбои
Вполне ожидаемо, что при переводе российских операций на обработку в НСПК не обошлось без технических сбоев. Еще в декабре Центробанк заверял, что держатели карт не заметят никаких изменений в их работе. Однако отдельным пользователям уже пришлось испытать некоторые неудобства.
Сообщение о первом серьезном сбое НСПК поступило 29 апреля, когда ночью в течение почти четырех часов не работали ни основной, ни резервный каналы российской платежной системы. По словам банкиров, в результате сбоя проводились только внутренние операции банка и партнеров, которые осуществляются без авторизации в НСПК.
В свою очередь в НСПК инцидент признали и заявили, что сбой не носил системного или программного характера. По данным пресс-службы, часть банков сохраняла работоспособность с НСПК, «операции успешно обрабатывались». В компании пообещали проанализировать причины сбоя и позднее предоставить более подробную информацию.
Есть данные еще об одном инциденте, который сперва связали с работой НСПК, затем эту информацию опровергли. 18 мая из-за технического сбоя в «Райффайзенбанке» средства со счетов клиентов были списаны дважды. Первоначально источник в банке заявил, что причина находится «на стороне НСПК». Позднее происхождение сбоя из-за функционирования НСПК было категорически опровергнуто пресс-службой банка.
Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский уверен, что не бывает столь сложных проектов без сбоев на начальных этапах, и факт сбоев вряд ли отпугнет банки от работы с системой. «Оцениваем работу НСПК как перспективную и в определенные моменты жизненно важную основу стабильности национального финансового сектора», - заявил эксперт OK-inform.
«Сбои в работе НСПК, которых с момента запуска 1 апреля по текущий день, начитывается порядка трех, можно оценить как неизбежные болезни роста, проявляющиеся при создании новой процессинговой системы и наладке взаимодействия с банками, - рассуждает руководитель аналитического отдела Romanov Capital Павел Щипанов. - Быстрое их устранение - буквально за несколько часов - свидетельствует о несерьезности характера возникающих проблем».
К 2016 году, когда начнется реализация амбициозных планов по выходу на международный рынок и налаживанию связей с зарубежными финансово-кредитными организациями, все возникающие проблемы уже должны быть устранены и работа должна стать стабильной, добавляет господин Щипанов.
- Банк России пожаловался на нарушение правил конкуренции со стороны АО «Альфа-Банк»
- Ниже некуда. Ставки по ипотеке больше не снижаются.
- Госдума: Выдачу пенсии военным могут разрешить не только Сбербанку
- Центробанк придумал, как защитить россиян от переходных потерь пенсии
- Летом страховщики начнут самостоятельно определять тарифы ОСАГО