Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Блог - блажь интернет-юзеров или новый формат СМИ?

 Фото: Владимир Родионов/РИА Новости Фото: Владимир Родионов/РИА Новости Пока Госдума рассматривает законопроект о приравнивании блогеров к журналистам, 30% граждан страны вообще не знают, что такое «блог»

На этой неделе ВЦИОМ получил противоречивую статистику про блоги. С одной стороны, Дмитрий Медведев оказался самым известным блогером. Если чиновник такого уровня «пиарится» в блогосфере, начинаешь думать, что там, видимо, обитают важные люди. С другой стороны, 30% россиян не в курсе, что такое «блог». Еще 40% считают, что это личные дневниковые записи в сети. Выходит, серьезно к блоговой среде относятся немногие. Тогда зачем же там целыми днями «торчит» глава российского правительства, а также десятки прочих политиков, чиновников, бизнесменов, медиа-персон?

Законодатели уже вроде как корпят над законом, который приравняет ответственность блогера к ответственности журналиста. «Вроде как» - это потому, что есть источники в правительственных кругах, которые такой законопроект в подробностях описывают. Но есть и вице-спикер Госдумы от «ЕдРа», депутат Сергей Железняк, которому приписывают авторство сего закона, и который от него официально открестился. Так или иначе, и на федеральном уровне, и на региональном блогосферой озабочены и думают, как бы ее приструнить.

Первые шаги на этом поприще уже сделаны. Год назад в УК появилась статья «О клевете». По ней можно привлечь и журналиста, и блогера, и простого юзера без претензий на интернет-элитарность. Затем образовался закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Единый реестр запрещенных сайтов. За минувший год в него (как бы по ошибке) какие только ресурсы ни попадали. Эти летом приняли еще один закон, антипиратский. По нему и вовсе можно прикрыть любой сайт с авторским контентом. Все это активно используется для завуалированного, а порой и прямолинейного давления на интернет-СМИ.

Однако с блогами сложнее. По закону блогеры могут регистрироваться как СМИ. Но делать этого они не спешат. Напротив, открывают свои ресурсы на платформах других государств, где-нибудь подальше от России. Это придает им неуязвимости.

Конечно, расправа над Навальным призвана продемонстрировать что-то вроде «И так будет с каждым». Но, кажется, блогосфера не впечатлена. Ведь Навального быстро выпустили под подписку о невыезде. А в дни суда даже поисковые системы начали производить редирект на его страничку. Если это и был лишь «глюк», то довольно символичный.

За пару десятилетий супер-популярной стала среда, в которой все говорят на одном языке, как старые друзья на кухне. Ее плюсы - свобода, безнаказанность, при желании анонимность, не ограниченное количество читателей и возможность распространить любую новость за пару минут. Блогосфера - новая штука для России, потому каждый третий в стране пока не вполне представляет, что это вообще такое. С другой стороны, именно через блоги и соцсети собралась Болотная площадь, а в Турции и Египте случились целые революции. Так что беспокойство законодателей и активная блоговая деятельность Медведева понятны.

Но, как и у любой медали, у этой есть обратная сторона. Где свобода, там и беспредел. Где безнаказанность, там и безответственность. Где анонимность, там и дезинформация. Где высокая скорость, там и низкое качество. Вряд ли все эти вещи можно урегулировать законом о приравнивании блогеров к журналистам.

Блогер и журналист - не одно и то же, и вовсе не потому, что этого пока не прописано в законах. Блог - это хобби, журналистика - это профессия. Порой талантливые блогеры идут работать в СМИ и преуспевают, но лишь со временем, набравшись опыта.

Блогер не знает, какого это - долбить чиновника из какого-нибудь комитета, добиваясь от него вменяемого комментария. Блогеру не знакомо ощущение ответственности, когда источник сообщил важную новость, но ее нужно проверить, нужно собрать разные точки зрения, понять правду каждой из сторон, сопоставить цифры и факты, разложить все по полочкам и только потом предоставить читателю. Блогер, в конце концов, может добавить в текст сотню смайликов, допустить уйму грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок, разделить все предложения исключительно многоточиями, и искренне считать, что вот, его личный неповторимый авторский стиль и феерический текст, все готово! Блогер скорее информатор. Один из тех, кто поставляет журналисту информповоды. Но не более того. Даже расследования Навального - почти журналистика, но все-таки не совсем, потому что в них нет ни грамма точки зрения оппонента. Они однобоки. А журналистика многогранна.

Да, блогеры стали влиятельны. Их боятся и даже судятся с ними. Их знают в лицо, любят или раздражаются. Но все же их слово - слово гражданина. К блогу применимы те же законы, что и к прочим гражданам. Наверное поэтому блогеров пока еще никто не убивает за их слова, а вот журналистов - вовсю.

Справка OK-inform

Слово «блогер» знакомо 70% россиян, при этом 29% не знают, что оно означает, из них 8% пользуются интернетом. Еще для 29% блогер - человек, который ведет дневник в интернете, свою страничку. Для 5% респондентов блогеры - это люди, высказывающие свое мнение в интернете. Еще для 3% блогеры - люди, которые делятся информацией в интернете, а для 2% - которые общаются. Кроме того, 1% считает блогеров бездельниками. Известных блогеров знают 33% россиян, и первый среди них премьер-министр Дмитрий Медведев. О его блоге слышали 20% опрошенных. Правда, 8% россиян уверены, что блог есть у Владимира Путина, хотя у него блога нет и никогда не было. Также людям известны блоги Ксении Собчак (2%), Алексея Навального (2%), Михаила Прохорова (2%) и Владимира Жириновского (2%).

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, владелец небольшого салона красоты, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии