Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Климатологи рассказали, что будет, если наступит завтра

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform Петербург в ближайшие десятилетия будут заливать сильные ливни, наводнения чаще станут происходить зимой, а на город начнется наступление клещей-мутантов и мошки. Об этом рассказали ведущие ученые-климатологи СПбГУ и Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова

Чего бояться Петербургу

6 июня в Северной столице и еще в различных городах 79 стран мира пройдут так называемые общественные консультации на тему климата и энергии в рамках международного проекта World Wide Views on Climate and Energy. Эти мероприятия посвящены предстоящим переговорам в рамках Международной конвенции ООН по изменению климата, которые в 2015 году пройдут в Париже. Ожидается, что на этом форуме будет принято новое всемирное соглашение о работе стран, связанное с ситуацией - изменением климата на планете.

Однако климатологи довольно скептически относятся не только к участию общественности в изучении глобальных проблем изменения климата, но и, собственно, к самому климату - как ни парадоксально это звучит из уст уважаемых ученых.

«Проблема изменения климата до конца не раскрыта, и мы никогда не узнаем о климате все, - считает профессор кафедры климатологии и мониторинга окружающей среды Института наук о Земле СПбГУ, лауреат Нобелевской премии мира за вклад в работу Межправительственной группы экспертов по изменению климата Геннадий Менжулин. - Вы спросите, зачем тогда вообще нужны климатологи? Нужны, потому что уточнять, детализировать все-таки надо. К сожалению, у нас в СПбГУ я вообще единственный профессиональный климатолог. Проблемами изменения климата занимается еще ряд институтов: Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова, Гидрологический институт… Но даже общими усилиями все о климате узнать невозможно».

Вместе с тем полученные учеными многолетние данные позволяют делать хотя бы приблизительные выводы и строить прогнозы если не на послезавтра, то хотя бы на завтра.

Например, Геннадий Менжулин считает, что, вопреки периодически появляющимся прогнозам, Санкт-Петербург все-таки не утонет - по крайней мере, в обозримой перспективе. Напомним: в мае 2015 года прозвучал очередной такой прогноз американских специалистов Всемирного фонда дикой природы (WWF). В докладе сообщается, что сейсмическая активность примерно через 100 лет высвободит подземные воды. Кроме того, по данным исследователей, за последнее столетие в мире средняя температура поднялась на 1 градус, а в России - на 2 градуса, и это грозит таянием льдов.

«Уровень мирового океана действительно периодически поднимается. За последние 2 млн лет территорию нынешнего Петербурга 7 раз накрывали ледники. Однако ожидать катастрофических поднятий не приходится. Для Санкт-Петербурга гораздо важнее сугубо его городские условия. Например, то, как ведет себя наш городской остров тепла (так ученые называют площадь во внутренней части большого города, характеризующуюся повышенными по сравнению с периферией температурами воздуха; центр городского острова тепла обычно сдвинут от центра города в ту сторону, куда направлены преобладающие ветры) на фоне глобального потеления, - говорит доктор физико-математических наук. - Исходя из этого, можно обозначить основные проблемы Петербурга на ближайшую перспективу».

Так, ученые отмечают учащение осадков, которых больше выпадает одномоментно. То есть в общем суммарном значении их количество, может быть, и не меняется, но усиливаются ливневые явления.

«Вы замечали, что стало больше ливневых дождей? Именно поэтому городская канализация не справляется. И дальше эти явления усилятся», - говорит Менжулин.

Следующей неприятностью он называет изменения экологического режима, которые раздвигают границы распространения северной мошки, при этом глобальное потепление ощутимо влияет еще и на клещей.

«Клещи становятся более агрессивными и сдвигаются в сторону города», - констатирует ученый.

Наводнения, которые всегда были в Северной столице, теперь чаще происходят зимой, в декабре и даже январе. Это тоже результат потепления.

И еще одно очевидное наблюдение - изменение циркуляции атмосферы. При глобальном потеплении и установлении над территорией города мощных антициклонов воздушные массы с Атлантики будут изменять свои традиционные пути. Петербург по климату становится ближе к Стокгольму.

«Прав синоптик - ругают, не прав - тоже ругают»

При этом в городе до сих пор не принят важный документ - Климатическая стратегия Санкт-Петербурга. Он разрабатывается уже 6 лет - с 2009 года - но так и не доделан. Как рассказала ведущий специалист комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Юлия Меньшова, проект этого документа будет представлен только в 3 квартале нынешнего года. Политика адаптации к климатическим угрозам закреплена на национальном уровне в 21 государстве Европы, в том числе в 5 странах Балтийского региона. Более того, во многих европейских городах и областях разработаны и успешно реализуются региональные стратегии, а также местные адаптационные планы. Создание собственной климатической стратегии позволило бы оценить уязвимость конкретных объектов, территорий и отраслей, оценить возможный вред и последствия, а также вовремя принять необходимые меры, чтобы адаптировать экономику конкретного города к возможным природным катаклизмам.

По мнению руководителя Климатического секретариата Российского социально-экологического союза Ольги Сеновой, заботиться об изменяющемся климате должны не только ученые и чиновники, но и обычные граждане на бытовом уровне. Ради этого, собственно, 6 июня и пройдут общественные консультации по климату.

«Общественные консультации проходят в 80 странах мира в одинаковом формате. В каждой из стран 100 участников самого разного социального уровня и образования получат информацию об изменении климата, обсудят ее в рабочих группах и проголосуют за различные варианты решения этой проблемы. Сводные результаты общемирового голосования граждан будут представлены на ближайших сессиях ООН по климату. Это станет как бы общественной рекомендацией жителей разных стран участникам международных климатических переговоров ООН по климату COP-21 в Париже в декабре 2015», - говорит Ольга Сенова.

Однако доктор наук Геннадий Менжулин скептически отнесся к участию непрофессионалов в решении глобальных климатологических проблем.

«С 1974 года прошло невероятное множество подобных мероприятий самого разного уровня, и нигде ничего не было нормально принято. Даже если взять Киотский протокол - когда-нибудь государства договаривались о чем-нибудь надолго? Химера разнообразных политиков - она все решает, потому что у них - деньги. Если вы решите пойти в плавание и соберете корабль непрофессионалов, то он точно сядет не мель. Не надо дискутировать на уровне сборной солянки, надо спрашивать профессионалов», - считает профессор.

Однако Юлия Меньшова и Ольга Сенова убеждены, что без общественности все-таки не справиться:

«Решение должны принимать специалисты, но общество тоже надо просвещать, подтягивать уровень образованности до тех, кто может принимать решения. Надо делать то, что выгодно людям и странам, и использовать малейшую возможность, чтобы позаботиться о будущем».

Впрочем, ученые и тут осторожны - даже в собственных прогнозах. Старший научный сотрудник отдела динамической метеорологии Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Андрей Киселев считает, что в данной ситуации о будущем говорить сложно:

«Даже синоптики могут дать прогноз с относительной точностью не дальше чем на 2-3 дня. Он окажется удачным, но не понравится - ругаем синоптика. Не подтвердится прогноз - тоже ругаем. А когда речь идет о климате, то никто не говорит о ближайшем. Его бессмысленно прогнозировать, потому что он оценивается на 30 лет вперед».

Геннадий Менжулин еще более категоричен:

«Не дай бог нам сделать прогноз, например, будущей засухи. Ну, сделаем мы его на десятилетия вперед, и какую это даст пользу сельскому хозяйству, например? Мы еще не доросли до того, чтобы говорить о том, какие мы умные. Даже если мы говорим конкретно о Петербурге, то Петербург - это всего лишь одна точка на земле, тут не до глобальности. Поэтому мы можем говорить только о том, что происходит именно у нас. Например, о том, что будет, если Кировский завод станет выбрасывать на одну молекулу меньше. Все остальное - бесперспективно».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии