Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Дмитрий Костенников: Возвращаться в прошлое, отменяя антитабачные и антиалкогольные законы, - преступно

 Дмитрий Костенников, статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения:

- В ходе прямой линии 16 апреля Президент России Владимир Путин назвал улучшение демографической ситуации в России одним из главных успехов года. «Этот рост продолжительности жизни у нас достигается большими и лучшими темпами, чем мы даже ожидали. В том числе это связано с улучшением медицинского обслуживания, с внедрением элементов здорового образа жизни и так далее, с небольшим уменьшением пьянства, табакокурения», - отметил президент.

Средняя продолжительность жизни в России сейчас - 71,5 год. Чтобы достичь заданной президентом планки в 74 года, нам необходимо последовательно и непрерывно реализовывать весь комплекс мер, направленных на увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья граждан. Антиалкогольное и антитабачное законодательство - важнейшие составляющие этой задачи, ведь потребление табака - ведущая причина преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний во всем мире. А ослабление таких законов, как правило, очень быстро нивелирует успехи, достигнутые государством в охране здоровья граждан.

Сейчас под постоянным прицелом находится одна из самых эффективных антитабачных мер - полный запрет на курение в помещениях, которые являются общественными местами. Несмотря на то что эта мера гарантированно приводит к снижению уровня потребления табака, позволяет существенно сократить число пассивных курильщиков, нам постоянно предлагают ослабить запрет и вернуться в прошлое. Сторонники ослабления запретов забывают, что пассивное курение увеличивает риск развития ишемической болезни сердца на 25-30%, риск развития острой коронарной болезни сердца - на 25-35%, риск развития рака легких - на 20-30%.

При этом данная мера направлена как на защиту людей от пассивного курения, так и на самих потребителей табака. Существует простая причинно-следственная связь - если курение запрещено в помещениях полностью, количество курящих сокращается. Многие граждане в таких условиях попросту бросают курить, запрет на курение им помогает и подталкивает отказаться от зависимости. Если же в общественных местах есть курилки и курильщику создаются условия для потребления табака, весь запрет на курение не работает.

Я бы хотел напомнить, что было в недалеком прошлом. В 2009 году, до начала активной антитабачной кампании, Россия стабильно входила в тройку самых курящих стран мира. Мы ежегодно теряли из-за курения около 400 000 человек. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака, треть взрослого населения вынужденно вдыхала сигаретный дым на работе. До 90% россиян дышали дымом в общественных местах. По расчетам Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, около 40% всех смертей у мужчин и почти 20% смертей у женщин наиболее трудоспособного возраста (30-59 лет) были связаны с курением табака. Это то прошлое, к которому мы не можем себе позволить возвращаться, если хотим жить дольше и лучше.

Одна из самых последних попыток повернуть время вспять - усилия руководства аэропорта Шереметьево вернуть комнаты для курения в здание аэропорта. По просьбе руководства аэропорта даже было проведено заседание Общественной палаты Российской Федерации, где высказывались разные мнения касательно запрета на курение и где здравоохранная общественность категорически не поддержала пожелание аэропорта о наделении его особым статусом и возврате комнат для курения.

По словам руководителя аэропорта, пассажиры жалуются на отсутствие курилок. Не существует мер, удобных для 100% людей, недовольные всегда есть и будут. Нужно понимать, что курение - это не привычка, а зависимость. Я бы порекомендовал руководству аэропорта думать не о создании комфорта при приеме наркотика, а о создании условий для избавления от него и о соблюдении федерального закона, что является прямой обязанностью руководства Шереметьево и других российских аэропортов.

Курительные комнаты, за которые аэропорт Шереметьево сейчас сражается, не обеспечивали даже минимальной защиты для пассажиров и персонала. Мониторинг качества воздуха, проведенный в Шереметьево в марте 2014 года, когда курилки, несмотря на запрет, еще работали, показал: в курительной комнате содержание мельчайших частиц табачного дыма в 55 раз превышало допустимый уровень - находиться в этой комнате было опасно для здоровья курильщиков! В коридоре у входа в курительную комнату, где постоянно находились некурящие пассажиры и персонал, содержание частиц табачного дыма в 6 раз превышало нормы. В зале ожидания рядом с курительной комнатой концентрация дыма была в четыре раза больше безопасного уровня. Какие еще нужны доказательства того, что системы фильтрации и вентиляции неэффективны и не обеспечивают защиты пассажиров от дыма?

Но, несмотря на это, «Шереметьево» представило готовый дизайн комнат для курения, кажется, специально сконструированных таким образом, что курильщики будут проводить там большую часть времени нахождения в аэропорту. Между тем, согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ, проведенному в апреле 2015 года, 82% населения России поддерживают полный запрет на курение в аэропортах и на вокзалах. Стоило бы учитывать мнение подавляющего большинства жителей страны и сосредоточить свои усилия на информировании пассажиров о существующих правилах и ограничениях. Министерство здравоохранения Российской Федерации подготовило аудио- и видеоролики, плакаты, другие материалы социальной рекламы, которые аэропорт может использовать безвозмездно. Мы также готовы провести совместное обсуждение по проведению акций и информационных кампаний по созданию имиджа «здорового аэропорта» и разъяснению сути введенных запретов.

Не оправдались и прогнозы руководства аэропорта на снижение пассажиропотока из-за запрета на курение в здании. Например, доля международных транзитных рейсов «Аэрофлота» от общего пассажиропотока «Шереметьево» за последние два года выросла на 11%, пассажиропоток в Шереметьево в 2014 году увеличился на 7,9% по сравнению с 2013 годом.

Также хочу отметить, что после введения запрета на курение в помещениях, от потери клиентов не страдали и другие крупные международные аэропорты. Например, в Хитроу за 4 года после введения запрета на курение пассажиропоток вырос на 7 миллионов человек в год, доля довольных обслуживанием пассажиров также увеличилась. В полностью бездымном режиме работают сопоставимые с Шереметьево по пассажиропотоку аэропорты в Мадриде, Сиднее, Мельбурне, Мехико-Сити, Торонто, Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Доказательств того, что пассажиры выбирают маршруты, исходя из наличия/отсутствия курилок в транзитной зоне, нет.

Поэтому я предлагаю руководству аэропортов и других учреждений сосредоточиться на исполнении действующего закона, доказавшего свою эффективность. Напоминаю, что 2015 год по инициативе президента России Владимира Путина назван Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Предлагать поправки, которые приведут к увеличению заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями, - это прямое противоречие поручениям и указам руководства страны.

Чем дольше будет работать комплекс принятых антитабачных и антиалкогольных мер, тем сильнее будет снижаться преждевременная смертность. Необходимо закреплять успех и развивать его. Возвращаться назад преступно по отношению к жителям России.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, логист, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии