Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Не убирайте камеру!

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Можно ли фотографировать в метро или больнице? Разрешено ли использовать частные фото, находящиеся в общем доступе в интернете? В каких случаях любимая фраза охранников и просто нервных граждан: «Уберите камеру!» - незаконна? Верховный суд на днях разъяснил эти моменты

Состоявшийся 9 июня пленум Верховного суда определил правила, по которым граждане могут публиковать или так или иначе использовать любые частные фотографии, в том числе селфи, размещенные в соцсетях, на сайтах и порталах, а также в СМИ.

Как сообщает РИА «Новости», закон разрешает свободное использование коллективных снимков и ограничивает использование третьими лицами личных изображений, размещенных в свободном доступе в интернете. То есть участник коллективного фотоснимка сможет использовать это изображение по своему усмотрению без получения согласия от других изображенных на снимке лиц в том случае, если остальные запечатленные персонажи не возражали против процесса фотосъемки и официально не запрещали обнародование фотографии. А вот «третье лицо», не имеющее непосредственного отношения к данной фотографии, при использовании такого снимка должно спрашивать согласие персонажей снимка или его автора.

Правда, в постановлении суда уточняется, что правило свободного использования коллективных фото действует, если изображение не содержит информацию о частной жизни других граждан. То есть если за спинами изображенных, например, на селфи персонажей вдруг в кадр попала целующаяся парочка - и кто-то из этой парочки не желает обнародовать интимный процесс, у автора опубликованной фотографии могут возникнуть проблемы.

Зато согласие на использование изображения не требуется, если гражданин является публичной фигурой: занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или иной области. Таким образом судьи сформулировали понятие «общественно значимой фигуры». Правда, и тут не обошлось без оговорок: так, если единственной целью обнародования и использования изображения гражданина является удовлетворение обывательского интереса к частной жизни публичной персоны либо извлечение прибыли, согласие обязательно. Кто и как будет решать, с какой целью сфотографировали «публичную фигуру», определит, видимо, снова суд.

Традиционно много вопросов как у профессионалов, так и у обычных любителей «пофоткать» вызывает момент проведения съемки в публичных местах, в том числе на открытых мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, спортивных соревнованиях), а также судебных заседаниях. Еще одна любимая позиция многих граждан: «Я не давал согласие на фото» - теперь несостоятельна: согласие лица, изображенного на таком снимке, вообще не требуется - правда, только в тех случаях, если изображение этого лица не является основным объектом использования. В частности, как поясняет Верховный суд, изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном мероприятии (при этом внимание не должно привлекаться именно к изображению данного гражданина). То есть если человеку не хочется остаться на чьей-либо фотографии, но он присутствует в публичном месте и объектив не направлен конкретно на его персону, то он будет неправ, выбив фотокамеру из рук снимающего. Не нравится, что вас снимают, - отвернитесь. Или не ходите в публичные места. Кроме того, если кто-то препятствует съемке, напирая на свои права, то следует знать: пока фотография где-либо не опубликована, то никакие права персонажей фотоснимка ущемлены быть не могут.

Верховный суд оговорил еще один важный момент законного использования изображения гражданина без его согласия - если речь идет о защите правопорядка и государственной безопасности. Например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения. Этот пункт в постановлении суда очень важен, так как больше всего истерик и оплеух любители и профессионалы получают именно от неадекватных участников различных правонарушений. При этом именно фото- и видеофиксация чрезвычайных ситуаций крайне важна и для правосудия, и для безопасности, и для общественной оценки свершившегося.

Между тем Россия отличается особо суровыми и зачастую противоречивыми правилами фото- и видеосъемки - как частной, так и профессиональной, в том числе журналистской. Например, почти во всех европейских странах нет никаких препятствий для фотографирования в общественном транспорте, в том числе в метро, в здании аэровокзалов, в больницах. У нас же только пару лет назад разрешили фотографировать в московском и петербургском метрополитене, и то с оговоркой: только для непрофессиональной съемки. При этом споры о пресловутых запретах даже на любительские селфи перед вылетом в аэропорту или фотографирование текущих труб в какой-нибудь больнице не утихают который год. Закон такую съемку не запрещает, но выпускаются горы подведомственных инструкций, на которые и ссылаются руководители или службы безопасности.

На профессиональном сайте http://photolime.ru «Творческие люди и их работы» масса разделов отводится как раз тому, где можно и где нельзя фотографировать, в каких случаях надо спрашивать разрешение и что будет за нарушения правил. Главный редактор журнала и фотограф-профессионал Игорь Хорьков буквально по косточкам разбирает существующее законодательство, указывая, что практически любой запрет на фото- и видеоъемку в нашей стране с законодательством зачастую не согласуется.

Так, запреты на съемку в метро должны устанавливаться только постановлениями правительства РФ. Однако руководители подземки в разных городах России изгаляются кто во что горазд. Например, в обеих столицах запрещена съемка без разрешения администрации метрополитена. В одном из разъяснений правил пользования московским метрополитеном говорится, что в метро запрещена «профессиональная фотосъемка», к признакам которой отнесено использование штатива, вспышки и «профессиональной аппаратуры». Запрет на вспышку объясняется тем, что она может ослепить машиниста, а установка штатива может воспрепятствовать движению пассажиров. Однако даже перечня подобной техники нет нигде, не говоря уж об основаниях для такого запрета. В метро Нижнего Новгорода запрещено запечатлевать «подвижной состав и художественное оформление станций», в Екатеринбурге в метро до недавнего времени запрещалось снимать вообще без ссылок на документы, а в Казани руководство метро почему-то считает съемку «услугой» и берет за нее плату. А вот в подземке Новосибирска и Самары снимать можно.

Очень непросто и тем, кто желает сфотографировать что-либо в медицинских учреждениях. Однако мало кто знает, что закон запрещает только раскрывать врачебную тайну, то есть обнародовать сам факт обращения гражданина за медицинской помощью, раскрывать информацию о состоянии его здоровья и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Таким образом, снимать можно что и кого угодно, в том числе и пациентов, но при условии, что никто на фото не сможет их идентифицировать.

Вы удивитесь, но фотографировать стражей порядка не только можно, но и нужно. Запретов на это в законе нет. Более того: ст. 8 закона «О полиции» закрепляет принцип «открытости и публичности» в ее деятельности. Поэтому требование полицейского «прекратить съемку» неправомерно, и привлекать за отказ его выполнить к ответственности по ст. 19.3 нельзя. А при общении с сотрудниками ГИБДД фиксировать беседу даже обязательно: это разрешено приказом МВД от 2 марта 2009 года № 185 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством. Если запрет на съемку существует, то сотрудник полиции должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать конкретный нормативный акт. Но все же следует помнить, что, по статистике, именно фотографам достается больше всего оплеух от своих персонажей. И тут Верховный суд вряд ли поможет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 20 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии