Светлана Крючкова: «Я здесь самая свободная»
Нынешний 2015 год для Светланы Крючковой вообще абсолютно юбилейный. В октябре 2015 года исполняется 40 лет ее служения на сцене прославленного БДТ им. Г.А.Товстоногова, а самому мастеру в нынешнем году - ровно век.
Журналисты, собравшиеся на предъюбилейную пресс-конференцию, оказались на настоящем мини-спектакле народной артистки России. Честная, открытая, откровенная, смелая, она говорит сама про себя: «Я здесь самая свободная». Она готова отвечать на любые вопросы без церемоний, называя дурака дураком, а гения - гением. Собственно, треть пресс-конференции и была посвящена ее учителю, главному режиссеру ее карьеры и, наверное, жизни - Георгию Товстоногову.
Пересказать речь Крючковой невозможно - она практически вся состоит из блестящих зарисовок, цитат, красочных и хлестких наблюдений. Поэтому мы и составим юбилейный портрет Светланы Николаевны именно так, как она говорит.
О БДТ, коллегах и Товстоногове
«Если бы не Товстоногов, не его рука - никто бы и не увидел во мне что-то такого, особого. Что-то бы не проявилось. Георгий Александрович сам говорил, что функция режиссера в театре - это распределение ролей. И тут главное - интуиция. Артист может умереть и не знать, какой на самом деле у него диапазон. Я приехала в Ленинград, влюбившись в Векслера (Юрий Векслер, муж Светланы Крючковой, известный кинооператор, отец ее сына Дмитрия, скончался в 1991 году. - Ред.), из МХАТа, где играла роли любовниц. А Товстоногов дал мне в БДТ первую роль … 16-летней девочки-школьницы, удрученной свое неудачной внешностью. Я ее играла без грамма косметики, причем по пьесе это была худенькая девочка-подросток. Я ему говорю: «Вы считаете, что я похожа на девочку-подростка?». Он говорил: «Нет, но ты будешь ее играть». И я сыграла! А потом сразу другую роль - 36-летней старой девы. Это я, у которой никогда не было недостатка в поклонниках и мужьях! Эта степень его доверия актеру окрыляла».
«Работа актера с режиссером - это беседа двух абсолютно голых людей».
«Он не падал, а укладывался, чтобы не повредить внутренние органы» (об одном из актеров БДТ).
«Актер должен быть человеком, чувствующим на уровне интуиции».
«Стржельчик (знаменитый актер БДТ, народный артист СССР Владислав Стржельчик. - Ред.) - последний барин русского театра. Никогда ни при каких обстоятельствах ни к одной женщине он не поворачивался спиной. Только он умел не наступать на длинный шлейф дамского костюма, элегантно отодвигая его тростью... Но до Товстоногова он играл костюмные роли, и только Товстоногов раскрыл его...».
«Звание заслуженного или народного артиста дается для того, чтобы любой артист сел и мог у него учиться».
«У нее (персонажа одной из пьес. - Ред.) такая логика, что у нее нет никакой логики. И когда я это поняла, роль сразу пошла!».
«Журналисты и дети - самые жестокие люди, не ведают, что творят. Но я сохранила все, что писали о Товстоногове. Я сохранила все!».
О театре, страстях и любви
«В каждом человеке сидит боль, и любовь сидит в каждом человеке. В театр люди ходят, чтобы понять, каково это, когда приходит боль, внезапная немощь, старость. В театр ходят люди, которых мучают вопросы бытия. Чтобы просто поржать, есть кабаре. А театр наполнен высоким смыслом».
«Молчание зала - самое ценное. Когда зритель молчит - он начинает думать. Это потом дома мы начинаем плакать - кто в подушку, или в кота... Все самое ценное должен провоцировать театр».
«Артист - это высокое понятие, личность, которая много читает, а не просто информирована».
«Вы заметили: когда мы говорим с одними людьми - вы умнее, с другими - глупее. Когда я говорю с одним моим хорошим знакомым, известным ученым, я сразу такая умная!».
«У нас (с друзьями. - Ред.) разговоры высокодуховные, перемежающиеся матом».
«Между “знать” и “понимать” - пропасть. У меня день рождения 22 июня, у Анны Ахматовой - 23 июня. Поэтому в этот день никакого банкета не будет. В доме-музее Ахматовой руководители в ее день рождения не пускают никаких артисток, а Крючкову пускают. Потому что, они говорят, Крючкова правильно читает, а остальные - неправильно. Они не говорят, “хорошо или плохо”. Они говорят: правильно читает».
«Ленинград и Юра Векслер сделали меня такой, какая есть».
«Почему я полюбила поэзию? От одиночества. Я была третьим ненужным ребенком в семье. Старшего любила мама, среднего - бабушка. А мне ничего не оставалось делать, как сидеть и читать. Я и читала все, что могла: сначала с начала до конца, потом с конца до начала».
«Пускайте мысли - все остальное не имеет значения».
О БДТ без Товстоногова
«Извинений после того инцидента так и не последовало (OK-inform писал о скандале, случившимся в БДТ в апреле этого года). Мне сказали, что в театре все равны независимо от возраста».
«Ясно, что БДТ изменился. Грустно, что зрителя отвадили туда ходить. Могучий (художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. - Ред.) сам недавно в интервью говорил, что у него запланирована полная перезагрузка зрителей. Я недавно была в театре и увидела этот контингент. И мне стало плохо. Один сидел прямо в бейсболке. Другой показал фак - зал ржал. Была реплика про «заблеванного директора». Я думала, мне послышалось... Нет - зал снова ржал! А на словах актера “у него кал вместо слов” была просто овация. Это уже публика “Комеди клаб” и “Дом-2”. И я не знаю, что будет дальше».
«Мне слава не нужна, она у меня есть».
«Надо жить до последней минуты. Сейчас настал третий перевал. Можно посчитать, сколько осталось».
Фото: http://www.kryuchkova.ru/
- Петербуржцам дожившим до 100 лет выплатят по 25 тысяч рублей
- Юбилей в Санкт-Петербурге - культурно и очень романтично
- Австралийский город хотел отпраздновать 150-летие, но опоздал на три года
- «Пацифист, с днем рождения»: Европу украсили граффити к юбилею Путина
- В Петербурге создали «Золотого Путина» к юбилею президента