Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Антисанкции России: потребляем свое

 Фото: Екатерина Веденина/OK-inform Фото: Екатерина Веденина/OK-inform В ответ на полугодовое продление Евросоюзом пакета антироссийских санкций Россия продлила ответное «продуктовое эмбарго» на целый год

Список продуктов, запрещенных к ввозу в РФ из Америки, стран ЕС, Канады, Австралии и еще ряда стран в целом остался без изменений. Но некоторые европейские экономисты все же бьют тревогу - ведь Москва всерьез намерена ужесточить таможенный контроль за ввозом продуктов, в том числе из стран-партнеров по ЕАЭС.

А значит, «окон» для контрабандистов на российской границе вскоре может не остаться вовсе, и тогда европейские фермеры и агрокомплексы прочувствуют на себе санкции в полной мере. Что касается российских потребителей, то их жизнь за последний год уже достаточно ухудшилась - и новое ухудшение, которое обещает взаимное продление санкций, вряд ли станет столь уж заметным.

Для того чтобы проиллюстрировать влияние антироссийских и ответных санкций на экономику РФ, достаточно привести всего пару свежих новостей. Первая - глава Ассоциации экономики китайской провинции Хэйлунцзян Чжан Чуньцзяо сообщила, что в ее регионе начал возводиться огромный современный китайско-российский животноводческий агрокомплекс. Он раскинется на площади в 100 тысяч гектаров, а его «население» составит около 100 тысяч коров. Стоимость проекта - миллиард юаней, молоко будет предназначено для поставок в Россию.

Вторая новость не менее красноречива - на днях начато строительство китайского участка газопровода «Сила Сибири», который будет поставлять в Китай более 60 млрд кубометров газа в год. Согласитесь: до начала украинского кризиса и заморозки отношений с Западом ни о том, ни о другом проекте, скорее всего, и речи бы не шло. Оба они говорят о том, что Россия взяла курс на Восток, причем активизирует связи с КНР и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона так быстро, как только может.

Параллельно Москва продлила «продуктовое эмбарго», введенное против целого ряда стран Запада год назад. Список товаров, которые нельзя будет ввозить в РФ из Евросоюза, США, Австралии и некоторых других стран до следующего лета, почти не изменился: все виды мяса и мясной продукции, любая молочная продукция (кроме безлактозной), рыба и морепродукты, овощи, фрукты, орехи и т.д.

Впрочем, к эмбарго «старого образца» могут добавиться и новые меры, способные всерьез огорчить европейских производителей. Так, глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что министерство рассмотрит возможность ограничить импорт цветов, кондитерских изделий и рыбных консервов. Кроме возможного расширения списка запрещенных к ввозу продуктов, Москва намерена провести серьезную работу по ликвидации «черных схем», по которым запрещенные товары попадают в РФ.

Эта проблема действительно назрела - благодаря ловким торговцам и не менее ловким таможенникам еще в прошлом году на отечественных прилавках можно было без особого труда найти запрещенные к ввозу товары из Евросоюза. И если сначала это наблюдалось в основном в дорогих торговых сетях, то в этом году запрещенная продукция начала появляться и в обычных магазинах. Судя по настрою отечественных чиновников, уже к концу июля - началу августа этой практике может быть положен конец - даже невзирая на стенания партнеров из Белоруссии, за год привыкших делать сказочные барыши на реэкспорте продуктов из Евросоюза.

Эксперты говорят: новое «ответное эмбарго» России не направлено на то, чтобы просто показать фигу европейцам. Например, покойный экс-глава МИД РФ Евгений Примаков еще нынешней весной говорил:

- Россия хотела бы нормализовать отношения с США и Европой, но игнорировать быстрорастущее значение Китая и других стран, входящих в зону Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, было бы неразумно. Нас часто запугивают тем, что нам грозит стать «сырьевым придатком» Китая. Но Россия просто в силу своих возможностей никогда ничьим сырьевым придатком быть не может и не будет, - заключал экс-глава Торгово-промышленной палаты.

При этом Россия не намерена служить и постоянным рынком сбыта продукции для стран, периодически желающих «наказать» нас за что-либо.

Правда, что бы ни вещали по поводу санкций в духе «а нам все равно!» российские федеральные каналы, социологические опросы россиян говорят о другом. Как ни крути, а «продуктовое эмбарго» реально влияет на жизнь простых россиян. Согласно июньскому опросу фонда «Общественное мнение», 40% граждан сообщили, что за последний год были вынуждены перейти на еду более дешевых марок и худшего качества - как правило, из-за резкого роста цен на продукты питания.

Примерно одной трети опрошенных пришлось вовсе отказаться от тех блюд, которые стали им недоступны из-за скачка цен. Еще треть россиян признались, что вынужденно уменьшили количество продуктовых покупок, покупая лишь самое необходимое. По отдельным товарным позициям картина вырисовывается еще более четко: 29% граждан в последний год начали экономить на птице и мясе, 23 - на сыре и колбасных изделиях, каждый пятый из нас перестал есть морепродукты. 19% граждан отказались от фруктов, 17% - от сладостей, 10% - экономят на лимонадах и газировке.

При этом оказалось, что 8% россиян теперь экономят вообще на всем. А 13% граждан стали намного реже заглядывать в супермаркеты и магазины - чтобы не искушать себя и растянуть уже имеющиеся запасы. При этом, свидетельствует ФОМ, рост цен отразился не только на нашем питании. За год каждый четвертый россиянин начал покупать более дешевую обувь и одежду, 17% больше недоступны платные развлечения, 16% перестали ходить в кафе и покупать дорогую косметику и парфюмерию.

Еще 14% граждан отменили отпускные поездки, решив из соображений экономии остаться дома, а 11% урезали расходы на электронные гаджеты, бытовую технику, салоны красоты и другие элементы «сытой жизни». Есть, правда, и некоторый позитив: на протяжении этого года ничего не изменилось у 35% населения РФ.

Одним словом, россияне за последний год были реально вынуждены затянуть пояса. Кто-то отказался от креветок и итальянских сыров, а кто-то - просто начал нерегулярно питаться. Правда, на политических индикаторах все это отразилось мало: ни в крупных городах, ни в регионах никто не надумал выходить на митинги, а рейтинг поддержки президента Владимира Путина и вовсе вырос до 89%.

Социологи и экономисты, объясняя эту реакцию, говорят о сочетании нескольких факторов. Во-первых, многие граждане отдают себе отчет в том, что понижение уровня жизни произошло из-за присоединения к РФ Крыма и поддержки Россией Донбасса. Как известно, ради принципов в России всегда были готовы потерпеть лишения. Во-вторых, и терпеть-то - по сравнению с голодными годами конца 1980-х - начала 1990-х - сейчас многим особо не приходится. Россияне видят: в магазинах осталось все необходимое, и в массе своей не особенно страдают от того, что их лишили каких-то пищевых изысков.

Куда более серьезным побочным отрицательным эффектом от западных санкций для большинства граждан РФ стало резкое подорожание иностранной валюты из-за падения курса рубля. И, как следствие, - потеря возможности регулярно ездить за границу. Это, в свою очередь, вызвало обвал туристической отрасли страны, банкротство десятков операторов, скандалы в отелях по всему миру и т.д. И хотя сейчас турпоток из России вновь понемногу растет, о возвращении к докризисным объемам не приходится и говорить.

При этом, несмотря на все разговоры о «потенциальном ущербе для Европы в сотню миллиардов евро», некоторые эксперты считают, что санкционный ответ России вряд ли будет столь уж ощутимым для экономики Евросоюза.

- Верхняя граница ущерба Евросоюза от санкций - 0,04% совокупного ВВП стран, входящих в союз. Это настолько маленькая сумма, что всерьез обсуждать ее воздействие на ЕС просто наивно. Да, есть отдельные страны и отдельные пострадавшие отрасли: производители яблок в Польше, молочной продукции в Финляндии, рыбных консервов в странах Балтии. Этим странам санкции РФ нанесли приличный ущерб. Но в общем масштабе Евросоюза это - ничтожная цифра, вряд ли способная хоть как-то травмировать экономику ЕС, - говорит эксперт брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов.

Некоторые эксперты и вовсе считают: наверное, было бы лучше, если бы Москва никак не реагировала на ограничительные меры ЕС, приводя в качестве примера Китай. Как известно, когда в 1989-м Запад ввел санкции против КНР после расстрела студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь, реакции Пекина… просто не последовало. Причем Китай не только официально проигнорировал ограничения, но даже не прокомментировал их. И, кстати, тогда западные санкции против Поднебесной были довольно быстро отменены.

- Режим санкций - это, по сути, режим глобального управления, в том числе и Россией. Когда только реагируешь на то, что делают другие, то волей-неволей переходишь в «режим внешнего управления». И если мы не будем прямо реагировать на санкции, то вскоре просто вернемся к собственной политике, и тогда у Запада не получится нами управлять, - считает политолог Глеб Павловский.

Однако, что бы ни говорили отдельные эксперты, в Кремле все же считают по-другому.

Возможно, в силу не раз озвученного убеждения лидера РФ в том, что «тот, кто не дает сдачи, показывает свою слабость, а слабых - бьют». И, даже если российское «продуктовое эмбарго» не в состоянии подточить в целом мощную экономику ЕС, то оно в любом случае может стать прекрасным аргументом для сторонников скорейшей отмены антироссийских санкций, которых внутри ЕС с каждым месяцем становится все больше. А насколько этот аргумент окажется эффективен - мы узнаем уже в декабре, когда лидерам ЕС вновь придется решать судьбу рестриктивных мер против России.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии