Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Прерванный полет: дроны приземлят осенью

 Фото: Nicolas Halftermeyer Фото: Nicolas Halftermeyer В Государственной думе РФ корреспонденту «Общественного контроля» сообщили, что закон о беспилотниках, который урегулирует правовое поле в области «мини-авиации», будет принят не раньше осени нынешнего года

До принятия федерального закона, согласно которому беспилотные летательные аппараты весом менее 30 кг не нужно будет регистрировать в госорганах, порядок их использования должен согласовываться на местах. Сейчас «добро» на полеты, как правило, выдается лишь представителям госорганов: спасателям, военным, полицейским. А вот коммерсанты и частники такое разрешение ни у кого не спрашивают. И хотя количество беспилотников год от года растет, в том же Петербурге, по непроверенным данным, еще ни один человек не был серьезно наказан за несанкционированное использование «мини-авиации». Хотя и существенного вреда «авиакатастрофы» локального характера жителям нашего города тоже не доставляли.

Полеты по спецкоридорам

Летом прошлого года бизнесмен Олег Понфиленок за доставку пиццы на мультикоптерах (общее название для беспилотных летательных аппаратов, у которых больше двух несущих винтов - прим. ред.) сначала был оштрафован судом Сыктывкара на 50 тысяч рублей, а затем оправдан ввиду… расплывчатости закона о беспилотниках.

«Мы ждем принятия федерального закона, который разрабатывает Министерство транспорта (Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. - Ред.)», - рассказал Олег Понфиленок, добавив, что он выступает за легализацию беспилотников. По его словам, в России создано четыре рабочих группы: при Минтрансе, Минторге, при комитете по безопасности Мосгордумы и Агентстве стратегических инициатив. «Ассоциация малых беспилотников, которую я возглавляю, также принимает участие в обсуждениях. Мы за то, чтобы полеты проходили по правилам, а в дальнейшем по определенным воздушным коридорам, трассам», - говорит эксперт, добавляя, что многие коммерческие проекты, с использованием дронов (часто это название применяется для обозначения мультикоптеров; раньше дронами назывались только беспилотники военного назначения. - Ред.) пока заморожены. «Мы можем предложить перевоз 1 килограмма груза на километр за 100 рублей, но потребитель просит, чтобы цена была раз в 10 меньше. Так что сейчас сложности здесь возникают даже не из-за отсутствия законодательной базы, а из-за экономических проблем», - добавляет Понфиленок.

Сегодня в Петербурге беспилотник можно приобрести и за 3, и за 200 тысяч рублей. Все зависит от того, насколько он наворочен технически, какой вес может поднять, какой аккумулятор на нем установлен и т. д. С учетом развития технологий винтокрылые машинки могут подешеветь. В бизнесе «мини-авиация» используется в основном в аэрофотосъемке. Иногда коммерсанты принимают разовые заказы на доставку цветов и разбрасывание на свадьбах лепестков роз.

«Мини-авиация» помогает фотографам и злит ВИП-персон

Активно используют дроны в своей профессиональной деятельности работники СМИ. В основном это делают фото- и видеооператоры. Если раньше красивые виды Петербурга и пригородов можно было снять только с вертолета, то сегодня это можно делать намного дешевле - с помощью оснащенного камерой беспилотника. Но и здесь не все гладко. В Петербурге, например, не рекомендуется запускать дроны на Литейном проспекте у Большого дома, в котором, как известно, базируется местное УФСБ. Возникают сложности и со съемкой многих других засекреченных объектов. Причем не только в Северной столице.

По словам петербургского фотографа Юрия Опри, перед Олимпиадой он попытался снять на заказ красивые виды Красной Поляны в Сочи, но во время работы у него возникли проблемы с сотрудниками ФСБ, после чего одного из членов группы, состоящей из видеооператоров, даже оштрафовали на 1 500 рублей.

«В Петербурге мы снимали не так много - в основном делали это в пригородах, а в городе наш коптер, работающий на восьми пропеллерах, шумит и пугает людей. Кроме того, запускать его в многолюдных местах - небезопасно для окружающих, может возникнуть проблема со связью, так как система управления не слишком надежна, и аппарат упадет», - рассказывает Юрий Опря.

По словам его коллеги Александра Петросяна, который в своих профессиональных целях иногда также использует беспилотник, самим фактом съемки сверху в Петербурге сейчас уже никого не удивишь. Дроны работают, к примеру, на большинстве городских праздников. «Я считаю, что настоящий профессионал должен попробовать все методы съемки, естественно - соблюдая меры безопасности, - объясняет Александр Петросян. - Правда, совсем не обязательно, что фотография, сделанная сверху, получается интересной. Да и технологически коптеры достаточно капризны, а дешевые модели могут иметь существенные недостатки: их можно потерять из-за проблем со связью, их работе способны помешать сильные порывы ветра, а иногда на них даже нападают птицы. Один раз у дрона ослеп GPS-приемник - и его пришлось возвращать в ручном режиме. Ну, а чтобы зарядить аккумулятор дрона на 15 минут полета, нужно не менее 5 часов».

Фотограф признался, что за все время работы с беспилотником в центре Петербурга ему всего один раз запретили его запускать. Произошло это на территории Петропавловской крепости, служба безопасности которой объяснила, что радиоуправляемый вертолет с камерой может поцарапать шпиль собора. «Мы вышли за ворота крепости, запустили дрон и провели съемку объекта, ничего не поцарапав», - объяснил Петросян.

Кстати, по словам многих опрошенных, серьезным барьером для использования в городе «мини-авиации» может стать все что угодно: от банальных радиопомех до интернет-кабелей, гигантской паутиной опутавших пространство над городскими крышами.

Дроны-шпионы и как бороться с дронами-террористами

Известно, что доступную для многих «мини-авиацию» невзлюбили представители российской элиты, которую летающие папарацци могут теперь достать практически везде, в том числе на территории шикарных загородных особняков, расположенных в живописных местах под Москвой и Питером. Представители желтой прессы уже достаточно неплохо освоили технологию наблюдения с высоты птичьего полета, время от времени доставляя неудобства бизнесменам и артистам. Но все это, конечно, не самое плохое. В настоящее время специалисты различных правоохранительных структур во всем мире серьезно озабочены попаданием легкодоступных летающих объектов в руки тех же террористов, способных угрожать безопасности объектов, например, атомной отрасти или аэропортов.

На ряде беспилотников спутниковая система навигации GPS настроена так, что «видит» аэропорт, который заранее вписан в базу, и автоматически блокирует взлет рядом сохраняемым объектом. Но, по мнению специалистов, не все так гладко. В прошлом году беспилотник все-таки проник в зону крупнейшего аэропорта Хитроу, переполошив всю Англию. В этой же стране за съемку с помощью беспилотника футбольного матча был арестован один из болельщиков.

Как рассказал корреспонденту OK-inform Андрей Чечулин, старший научный сотрудник лаборатории проблем компьютерной безопасности, стопроцентная защита от несанкционированных подлетов дронов на территорию аэропортов пока не найдена.

«Блокировка GPS предназначена для того, чтобы дрон, образно говоря, случайно не залетел на территорию аэропорта, но злоумышленники вполне могут обойти такой запрет, к примеру - перепрограммировав дрон. К тому же совсем не факт, что в базе GPS обозначены все аэропорты мира, в том числе военные или те, которые использует малая авиация», - рассказывает Андрей Чечулин, по мнению которого, пока в реальности не было (или не известно широкой общественности) прецедентов использования беспилотников в террористических целях, при этом защитой от потенциальных террористов занимаются не настолько серьезно, как следовало бы это делать. Ученый считает, что с возникшей проблемой, пусть и не без усилий, но справиться можно, установив, к примеру, на подлете к территориям аэропортов и других важных объектов специальные радары, а после обнаружения несанкционированной цели - точечными сигналами выводя из строя электронику коптера.

Естественно, неиспользование новых технологий в сфере безопасности не говорит, что их не существует в природе. К примеру, по данным нашего СМИ, для того чтобы обезопасить первых лиц государства во время проведения различных мероприятий, спецслужбы используют аппаратуру, создающую направленные помехи, которые не оставляют злоумышленникам возможности совершить с помощью беспилотника террористический акт. Есть информация, что спецслужбы по возможности контролируют владельцев дронов, чтобы в том случае, если небезопасный летательный аппарат оказывается в ненадежных руках, можно было бы оперативно воздействовать на потенциального преступника.

В ряде стран использование дронов в личных целях попало под запрет. К примеру, в начале 2015 года власти Таиланда объяснили, что сделано это «в целях национальной безопасности и защиты частной жизни». В королевских парках Лондона и на территории вокруг Букингемского дворца недавно также появились объявления: «Запуск дронов и полеты моделей самолетов запрещены». В Токио за использование «мини-авиации» в черте городских парков и садов владелец устройства будет оштрафован на 50 тысяч иен (около 20,5 тысячи рублей). Опасаясь терроризма, запретили беспилотники и власти Узбекистана.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии