Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Забыть и простить

 Фото: www.carimcgee.com Фото: www.carimcgee.com В начале июля Госдума в третьем чтении приняла закон, успевший получить яркое название - «О праве на забвение». «Общественный контроль» решил разобраться в нововведении

Борцы с недостоверной информацией

Суть закона сводится к тому, что с 1 января 2016 года компании, предоставляющие поиск в интернете, должны будут по требованию граждан удалять «недостоверную», неактуальную и «распространяемую с нарушением законодательства» личную информацию. Представители отрасли активно критиковали документ, и их голос был услышан.

Напомним основные моменты критики, с которыми выступали поисковики до того, как закон был принят Госдумой: «Мы постоянно говорили, что поисковые системы не могут самостоятельно проверять обоснованность обращения и достоверность информации, а также принимать решения по этим обращениям. Поэтому неправильно передавать им функции судов и правоохранительных органов», - рассказали нашему изданию в пресс-службе компании «Яндекс».

«Мы всегда с уважением относились к борьбе с недостоверной информацией, однако предложенный подход, при котором информация остается на сайтах-первоисточниках, а удаляются только ссылки из поисковиков, не кажется эффективным. Если кто-то не согласен с тем, что о нем написали в интернете, есть несколько способов разоблачить неправду. Например, написать свою точку зрения самому или обратиться с опровержением к администрации сайта. Когда речь идет о клевете, защите чести, достоинства или деловой репутации - обратиться в суд», - продолжили в компании. «Мы считаем, что контроль за распространением информации не должен ограничивать свободный доступ к общественно значимой информации. Не должен нарушаться баланс личных и общественных интересов», - полагают в организации.

Но для нас, как обычных пользователей, остается главный вопрос: как мы будем что-то искать в Сети через полгода? «Влияние нового закона на интернет, на нашу компанию и на пользователей можно будет оценить только после его вступления в силу. Пока неизвестно, с каким числом заявлений столкнутся поисковики и с чем именно будут обращаться люди в «Яндекс», Google и Mail.ru», - пояснили в пресс-службе «Яндекса». В компании Google от комментариев по этой теме отказались. Не ответили на запросы редакции и петербургские интернет-провайдеры.

- Сложно предсказать, как закон будет реализовываться на практике, - соглашается с коллегами Сергей Житинский, глава IT-компании Git in sky. - Принятая версия закона близка к европейской, где несмотря на аналогичный закон, ничего страшного не произошло (подобный механизм заработал около года назад - прим. ред.). За это время Google получил более 250 тысяч запросов на миллион ссылок, 58% из них отклонил.

По мнению специалиста, на работу интернет-провайдеров новшество не повлияет - лишь на поисковики - «Яндекс» и Google. Но пользователь увидит, что поисковая программа не будет выдавать ссылки, которые отменены. А при запросе он не сможет открыть некоторые ссылки в поисковиках, пусть даже и релевантные. Одна из опасностей, которые таит в себе документ даже в уже измененном виде, уверен эксперт, - это недобросовестное удаление релевантных ссылок из результатов поиска.

Быстрее быстрого

Как только в конце мая проект закона появился, к его обсуждению оперативно подключились эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Они буквально за неделю собрали мнение не менее 10 представителей отрасли и объединили их замечания. В результате получилось 19 поправок. Например, понятие «достоверная информация» предлагалось заменить на более удачное - «неактуальная, утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». А понятия «поисковой системы» и «оператора поисковой системы» - скорректировать.

Благо, что все эти разговоры были не напрасны: эксперты РАЭК отмечают, что «работа над данным законопроектом продемонстрировала пример эффективного взаимодействия и совместной работы интернет-отрасли и государства». В итоге после обсуждения поправок к закону удалось изменить многое. Так, появилось обязательное указание в заявлении конкретной ссылки на информацию, которая может быть исключена из результатов поиска. Кроме того, добавлен принцип исключения ссылок из выдачи только по запросам, содержащим имя или фамилию заявителя. Из действия закона выведены сайты, которые ищут только по собственным страницам. Также увеличен срок работы поисковиков с требованиями заявителей - 10 рабочих вместо 3 календарных дней.

Чтобы понять, что этот документ появился не случайно, не нужно быть специалистом в области права или информационной безопасности. Этот законопроект - один из ярких примеров того, как продвигаются чьи-то конкретные интересы. Давайте вспомним хронологию событий.

Все началось 29 мая 2015 года, когда депутаты Вадим Деньгин, Алексей Казаков, Ольга Казакова и Леонид Калашников внесли в Госдуму проект федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (т. н. законопроект «О праве на забвение»). По мнению авторов законопроекта, «его принятие будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан». Однако интернет-отрасль тут же на него отреагировала, высказав свои замечания.

Любопытно, что он был принят Госдумой в первом чтении уже 16 июня 2015 года, а в третьем - 3 июля текущего года. Это при том, что многие нужные и важные законы обсуждаются в нашем парламенте порой десятилетиями. Например, закон «О промышленной политике», который специалисты ждали не один год.

Справка ОК-inform:

В современной России, по сравнению с остальным миром, значительно больше людей готовы раскрыть свои личные данные в обмен на дополнительные удобства и преимущества (38% в России, 27% в мире). Таковы результаты международного исследования по информационной безопасности «Индекс конфиденциальности», проведенного компанией EMC в 15 странах, включая Россию, и охватившего 15 тысяч респондентов. В Германии, например, свои личные данные отказывается раскрывать подавляющее большинство - 77%.

Больше всего россияне доверяют финансовым организациям и государству, а меньше всего они готовы делиться своими данными с медицинскими учреждениями. Причем восприятие конфиденциальности существенно различается в зависимости от интернет-роли. Например, выступая пользователем госуслуг, респонденты выказывали большую готовность пожертвовать своей конфиденциальностью, чтобы проще и эффективнее использовать преимущества, предоставляемые госучреждениями.

С другой стороны, выступая в роли «пользователей соцсетей», они менее всего готовы пожертвовать своей конфиденциальностью для расширения сети контактов. Однако почти четверть пользователей в России игнорируют пользовательские соглашения и не интересуются, как будут использоваться их персональные данные. Две трети россиян (среди интернет-пользователей - три четверти) убеждены: в России личные данные защищаются плохо.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии