Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

И чего эти русские к нам не едут?..

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Многие считают поездку на Украину для россиян чем-то несбыточным. Как реально выглядит посещение соседней страны и царящая там обстановка глазами рядового россиянина, выяснил «Общественный Контроль»

Напомним мифы последнего времени: в России отдыхать, вроде, дороже, зато безопаснее, на Украину могут не пустить безо всяких причин, да и вообще - там война идет, зачем портить себе отпуск? Во всех этих домыслах есть лишь доля правды.

Поездка на юг Украины ставит перед простым петербуржцем нелегкий выбор: либо лететь самолетом до Киева или Одессы (с риском быть высланным в тот же день обратно, особенно если пассажир - мужского пола), либо ехать «на перекладных»: сначала поездом в Москву, а оттуда - опять же, поездом - на самый юг Незалежной, прямиком до солнечного Николаева. Корреспондент OK-inform выбрал второй вариант - путь самолетом был короче и дешевле, но рисковать отпуском не хотелось.

В поезде на Москву соседом по купе оказался молодой петербургский диджей. Узнав, что ехать нужно на Украину, он страшно возбудился и первым делом посоветовал: «Съезди обязательно на Казантип! Там круто!» Узнав, что музыкальный фестиваль Казантип вместе с Крымом перебрался в Россию, он как-то погрустнел.

На перроне Киевского вокзала в Москве сразу бросается в глаза, как меняются окружающие. Если на Ленинградском вокзале чопорные питерцы и франтоватые обитатели столицы воспринимаются как естественная часть пейзажа, то на Киевском пассажиры поезда «Москва - Николаев» смотрятся куда экзотичней. Много полных и даже слишком полных женщин, масса мужчин в мешковатой одежде, периодически прикладывающихся к бутылке с пивком, какие-то юркие пареньки с блудливыми взорами, шныряющие возле багажа… Возникает чувство, словно ты перенесся в конец 1990-х.

Украинский поезд поражает неопрятностью - в красном запыленном нутре его смешались запахи пота, чесночной колбасы и плохо убранного сортира. В вагоне не работал кондиционер, а пронырливые проводники постарались перед самым отходом до упора набить свободное пространство «передачками» (огромными неподъемными сумищами неизвестно с чем), а также пассажирами-«подкидышами». Уровень комфорта в пути вы легко можете представить сами.

Что характерно, в прошлом году в вагоне, набитом как украинцами, так и русскими (как правило, ехавшими к родственникам), нет-нет, да и вспыхивали споры о политике - «подонке Януковиче», «долгожданном Майдане», «украденном Крыме» и т. д. На этот раз за всю поездку не то, что спора о политике - даже разговоров о ней не было.

Причин тут может быть как минимум две. Во-первых, люди устали от разговоров о политике, которые, как правило, не заканчиваются ничем хорошим (особенно после совместных посиделок). Во-вторых, украинцы после долгих лет демократии сегодня уже начали реально бояться сболтнуть лишнего. Увы, в новой Украине контроль за каждым неосторожно сказанным словом потихоньку становится тотальным: недаром в вагоне перед прохождением российско-украинской границы в этом году куда явственней, чем в прошлом, чувствовался разлитый в воздухе страх.

Немногочисленные россияне, включая бабушек с внучками, спрашивали друг друга, у всех ли есть официальное приглашение от украинских родственников. Украинцы, в свою очередь, старались подальше упрятать скромные сбережения, заработанные в России, и почему-то тоже готовились к худшему.

Почему - стало понятно на границе. Вошедшие в вагон российские таможенники не были свирепы или злонравны - они, похоже, просто старались хорошо делать свое дело, поэтому они не только «прошерстили» багаж всех пассажиров и проводников, но даже заставили последних снять потолочные панели в вагоне и одном из тамбуров - так, на всякий случай. Найти ничего не нашли, никого не ссадили - и слава богу. Украинцы вздохнули свободнее, а россияне только больше напряглись.

Украинская таможня была, на первый взгляд, более гуманна - почти ни у кого не рылись в вещах, никто из служивых не требовал отвертку, чтобы снять не понравившуюся панель и т. д. Но вот документы у пассажиров они смотрели пристально, с тщанием - российского паспорта для проезда на Украину было недостаточно, а мужчинам дееспособного возраста и вовсе крайне желательно было иметь при себе то самое приглашение от украинских родственников.

У большинства пассажиров с российским паспортом таковое при себе было. Остальные «договаривались на месте». Загранпаспорт корреспондента OK-inform украинский пограничник держал перед собой так, как держат опасных жужелиц - в нем было проставлено не менее четырнадцати виз.

- Кто Вы такой, с какой целью едем в Украину? - впился в несчастного взглядом пограничник.

- К родным, каждый год примерно в одно время еду, - сообщил наш герой. - Вы же видите по своей базе данных.

Военный порылся в своем планшете, полистал паспорт...

- Откуда у вас виза в Афганистан? Вы военный? - без обиняков уточнил он. В этот момент в купе повисла такая тишина, что, казалось - урони спичку - раздастся грохот. Признаваться в том, что наш герой - журналист, было равносильно самоубийству: все знакомые говорили: вашего брата снимают с поездов и самолетов автоматически, «до выяснения обстоятельств».

- Да нет, я - переводчик, ездил в Афган с миссией НАТО. Работаю в СПбГУ, хотите - позвоните моему начальству, вот телефон, - отчаянно сблефовал представитель СМИ.

Впрочем, аббревиатура НАТО подействовала на пограничника успокаивающе.

- Приглашение есть? - на всякий случай осведомился он.

- Да что вы, командир, без вопросов! – корреспондент OK-inform протянул заранее заготовленный бланк. Глаза пограничника впились в бумажку с водяными знаками, и он успокаивающе щелкнул в паспорт печатью о въезде.

Двоим россиянам в вагоне, похоже, договориться не удалось. Выведенные в ночи на безымянном полустанке, они в итоге провожали поезд пустыми глазами. Оставшиеся в вагоне смотрели на них, как на героев - тех самых, которых быстро забывают.

Еще один примечательный момент: ни разу до последней поездки из поезда, маршрут которого рассчитан на 25 часов, не приходилось впервые вылезать на короткую прогулку только часов через 20. Все это время состав шел сначала по России, а потом по Украине либо без остановок, либо делал только технические перерывы, когда пассажиров не выпускают на перрон. Первый выход из душного вагона после стольких часов взаперти дает ощущение поистине космическое.

Впервые после Москвы сойдя с поезда на станции Долинская, почувствовалось - все переживания стоили того, чтобы сюда добраться. На перроне по-прежнему говорят по-украински и по-русски одновременно, продают всякую снедь за рубли и за гривны… И на политику - по крайней мере, внешне - казалось, что плевать. Одна из торговок, подсчитывая барыши перед уходом поезда, даже риторически спросила свою коллегу: «И что, Валь, эти русские к нам не едут? Погода у нас - во! Денег у них - завались! Чего им не хватает-то, а?»

Впрочем, так ли все просто обстоит на самом деле, наши читатели узнают в ближайших публикациях «Общественного контроля».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии