Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Крымские курорты пока не оправдали надежд

 Фото: Артем Креминский/РИА Новости Фото: Артем Креминский/РИА Новости Федеральное правительство начало ликвидацию Министерства по делам Крыма как выполнившего свою историческую роль и решило направить в Симферополь своих «комиссаров»

Теперь первыми заместителями крымских министров будут московские чиновники, призванные помогать крымчанам быстро и правильно решать проблемы интеграции с «материком». А эти проблемы все выявляются и выявляются, что понятно - четверть века полуостров жил вне России, сообщает сайт Русская планета.

«На протяжении последних тридцати лет в инфраструктуру Крыма не было вложено ни копейки. Там настоящая инфраструктурная разруха, - говорит сопредседатель экспертной группы “Крымский проект” Игорь Рябов. - Чтобы привлечь инвестиции, тем более для развития курортного бизнеса, необходимы новые дороги, канализация, ЛЭП, водоснабжение и много чего еще. Нужны колоссальные ресурсы, и они довольно быстро были подсчитаны и включены в Федеральную целевую программу (ФЦП). Это около 700 млрд рублей на несколько лет. Долго ждать какого-либо результата просто нет сил и возможностей. Крымчане, вплоть до высокого ранга чиновников уровня министра, оказались не готовы ни к темпам, ни к качеству и правилам управления, уже сформировавшимся в России. Мало кто может досконально точно заполнять и оформлять документы, необходимые для получения федеральных средств, как того требует российское законодательство».

Следует напомнить, что был момент, когда шел жаркий спор - продлевать или нет переходный период. Решили не продлевать. Многим на полуострове это понравилось - не надо нам послаблений, давайте будем как все. Но вот это «как все» и породило главную проблему: Министерство по делам Крыма, распределявшее ресурсы, исходило из поручения главы правительства, чтобы Крым был «как все», поэтому любое нарушение в заполнении документации на получение федеральных средств оценивалось как недопустимая ошибка, крымские бумаги возвращались обратно, не согласовывались. Потеряно из-за этого примерно полгода, средства не освоены, возникла конфликтная ситуация.

«Крым запрашивает положенные ему средства, - поясняет Игорь Рябов, - а федеральные посреднические структуры Министерства по делам Крыма долгое время не шли, скажем так, крымчанам навстречу. Как все, значит, как все. Крым продолжал говорить: да, на бумаге мы как все, но на деле у нас нет таких компетенций, чтобы все ваши пожелания исполнять. Только сейчас конфликт разрешен: Министерство по делам Крыма расформировано, а деньги ФЦП пойдут напрямую в крымский бюджет. Эта конфликтная ситуация и вызвала все расследования, обвинения в коррупции. Есть очень много надзорных органов, стоящих на страже и желающих, чтобы об их бдительности узнали наверху. Некоторые влиятельные федеральные структуры, бизнес-группировки полезли в Крым, чтобы как-то “прикрепиться” к потокам средств ФЦП. И возникли расследования, перешедшие в публичную плоскость».

Основная задача - создание облегченных режимов для инвесторов, законодательные льготы для них. Местные чиновники и законодатели поначалу перестраховались, предоставив недостаточно свободные условия для инвестпроектов. В Севастополе инвестициями и развитием занимается Алексей Чалый, а в Крыму этот вопрос находится в ведении Евгении Бавыкиной.

Особенно непростая ситуация сложилась в Севастополе, который долгие годы непонятно кому принадлежал. Киев полагал, что раз там база Черноморского флота, вот пусть он городом и занимается. У флота же не было ни средств, ни полномочий. Украинские власти хотели только денег, да и делать ничего флоту не давали. Сложился целый спектр проблем большого города. На самом деле существенных в денежном выражении курортных месяцев в Крыму, в противовес стереотипу, всего два - июль и август. Кроме того, туризм, в других частях полуострова приносящий основной доход, в Севастополе не очень работает. Даже в советское время город никогда не считался курортным. Пляжная линия очень маленькая, да и вообще, Севастополь задуман и построен для военных моряков.

Жителей в Севастополе уже 400 тысяч, а с учетом беженцев из Донбасса, которые не хотят, согласно предписаниям ФМС, ехать куда-то в холод, численность населения, наверное, уже перевалила за полмиллиона человек. Город явно перегружен. У Чалого есть конкретная перспектива развития города, предполагающая упор в первую очередь на приборостроение, во вторую - на виноделие. Плюс судостроение и судоремонт. Но в них надо вкладывать значительные средства. Также Севастополь может стать одним из главных центров строительной отрасли в регионе. Кроме того, в советское время в Камышовой бухте располагалась мощная рыбопромышленная база. Но после распада СССР траулеры оказались в офшорах, все было разграблено, а сейчас потихоньку начинает возрождаться.

Наблюдается усиление недовольства населения, пишет издание. Поток жалоб в Москву ширится. Сетования крымчан в основном касаются муниципальных органов власти. Большинство чиновников в районах находятся в состоянии тихого ужаса, боясь сделать неверный шаг. «Украинские привычки остались, прессинг со стороны российского надзора увеличивается, компетенции не растут, - говорит Игорь Рябов. - Дайте нам россиянина - он наведет порядок. Но это, конечно, преувеличение. Опять же время - надо просто ждать и работать».

В Крыму дорогой бензин. В магазинах дорогие продукты, на рынке - дешевле. Дешев и общепит. И дешевле услуги, но не везде и не на все. Товары дороже, потому что в логистику закладывается переправа и многое другое. Раньше малый бизнес работал с контрагентами на Украине, сейчас их потерял, а новых в России многие так и не нашли. Кто-кто «химичит» на Перекопе, но таких мало. А ведь малый бизнес - это основной работодатель в Крыму. Вот и налогов за I квартал 2015 года малым бизнесом заплачено всего 217 млн рублей при доходах консолидированного крымского бюджета в 17,3 млрд рублей. Это говорит о многом.

«Идет сезон. Крымчане заняты зарабатыванием денег на год вперед, - продолжает Игорь Рябов. - В количественном отношении все в порядке, сервис все лучше. Но цены на такси, еду очень высокие. Это, конечно, вопрос регуляции. Ведь есть и сговор. Приезжаешь и собираешься тратить определенную сумму, а получается, что заплатил больше. Это туристов злит, несмотря на все плюсы».

«Вот в Евпатории глава города открыл муниципальную сеть магазинов продуктов питания, и цены сразу снизились. Если эту практику применить во всех районах, то цены на продукты упадут везде. Плюс город зарабатывает на этом проекте, что тоже хорошо. Ничто не мешает создать систему муниципальных такси и маршруток и начать душить этим инструментом “взрослых жадных детей”, которые пожирают бюджеты приехавших в таком количестве туристов», - заключает Игорь Рябов.

Приятную новость передал 23 июля Интерфакс: налоговые поступления в Крымском федеральном округе в первом полугодии 2015 года увеличились на 80% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 18,5 млрд рублей. Рост наблюдается по всем основным налогам. В 2014 году ситуация с налогами была просто катастрофической - полуостров жил в основном за счет Москвы. Профессор МГУ Наталья Зубаревич обращает внимание на то, что за I квартал доля федеральных трансфертов по Крымскому федеральному округу составляет целых 71%, а также на смехотворно маленькие объемы налога на имущество - всего 10 млн рублей. Так что основная работа по интеграции и возрождению Крыма еще впереди, заключает издание.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии