Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

О странностях и результатах

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org После наделения беспрецедентной властью Центральный банк России стал для банковского сообщества и СМИ чем-то наподобие священной коровы. Действия российского финансового мегарегулятора не комментируются, не анализируются и уж тем более не критикуются, рассуждает издание «Аргументы недели»

Между тем, усилиями чиновников ЦБ за последние два года в банках с отозванными лицензиями было заморожено более двух миллиардов рублей. Именно столько составляют совокупные активы 186 банков, чьи лицензии были отозваны в период с 1 июля 2013 года по 27 июля 2015 года.

Как ранее уже рассказывал «ОК-информ», банкиры, аудиторы и аналитики говорят на эту тему очень осторожно и только на условиях анонимности. Ничем не ограниченная власть ЦБ любого из них может в один момент лишить бизнеса и превратить в персону нон грата. Предполагается, что действия регулятора будут ограничены его собственной компетенцией, но, судя по всему, его сотрудники в последнее время не затрудняют себя аналитикой и прогнозами, скрывшись за запутанными инструкциями и вариативными формулировками законов.

Обеспокоенность странными результатами действий надзора ЦБ уже проявляют и народные избранники. В конце июля в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 845490-6, в котором предлагается включить в цели деятельности ЦБ защиту кредитных прав потребителей и развитие экономики страны.

МИКРОИНСУЛЬТЫ И ТРОМБЫ 

Если развить формулу «Деньги – это кровь экономики», банковскую систему можно сравнить с кровеносной системой. Свободная циркуляция денег в банковской системе для стабильных экономических отношений необходима так же, как свободная циркуляция крови в организме необходима для жизнедеятельности человека. Движение денег заставляет крутиться краны на стройках, направляет грузопотоки, управляет перемещением трудовых ресурсов, научной и предпринимательской активностью. В этой системе ни одна из кредитных организаций не живет сама по себе. Действует довольно сложная система взаимных обязательств, расчетов, договоров, и при закрытии любого, даже самого маленького банка, в этой системе образуется «тромб», а сам организм словно испытывает микроинсульт.

Конечно, даже после инсульта систему можно восстановить: денежные потоки находят другие каналы, и жизнь идет своим чередом. Но подсчитал ли кто-то, сколько налогов государство недополучило с тех «арестованных» ЦБ миллиардов? Сколько обязательств не исполнено и сколько клиентских средств «зависло» на расчетных счетах в банках, лишенных лицензии? Процедура ликвидации банка занимает от полутора до трех лет. Все это время деньги предпринимателей выведены из оборота и не работают. При этом в банках, которые сейчас попадают под закрытие, находятся деньги реального бизнеса. А предпринимательские деньги – важнейшее условие развития экономики. Статистика первой половины 2015 года свидетельствует о росте банкротств юридических лиц. Будет не лишним проверить, в каких банках обслуживались эти юридические лица.

Закрытие любого банка больно ударяет по региональному рынку и обязательно вызывает негативные явления. Разрушаются устойчивые связи и взаимодействия. Из-за срыва обязательств замораживаются проекты и закрываются компании. У населения и предпринимателей снижается доверие к действиям власти и подавляется предпринимательская активность. Потери бизнеса от упущенной прибыли и прямые потери вкладчиков-физических лиц уже сейчас значительно превышают допустимые границы.

Опрошенные в ходе подготовки материала руководители компаний и управляющие банками главной проблемой проводимой реформы называют полную неопределенность в вопросе: «Где размещать расчетные счета и куда нести деньги, чтобы завтра они не оказались в конкурсной массе?» Внешнее финансирование ограничено санкциями, а внутренние резервы подвергаются планомерной заморозке. А если санкционная политика будет продолжена? О каком импортозамещении может идти речь, если спасение денег сегодня становится основной заботой промышленников и инвесторов!

КОВРОВЫЕ БОМБАРДИРОВКИ

График отзыва лицензий со стороны ЦБ недвусмысленно свидетельствует о плановой работе по сокращению количества кредитных организаций. Если работа продолжится такими же темпами (в среднем по два отзыва лицензии в неделю), то через полгода с рынка уйдет еще 55 банков, а за ближайший год количество действующих банков уменьшится на 110 штук. Надеемся, что сотрудники ЦБ представляют, как будет распределяться нагрузка по обслуживанию клиентов, какими руслами станут «протекать» финансовые потоки, если количество банков будет уменьшаться так стремительно.

Динамика роста количества банков, прекративших существование за 2013–2015 гг.

Если мы хотим провести некую консолидацию рынка и сократить количество кредитных организаций, то почему от этих процессов должны страдать простые вкладчики и предприниматели, которые к внутрибанковский деятельности не имеют никакого отношения?

За первые 9 лет существования Агентства по страхованию вкладов через него было выдано 72,7 млрд руб страхового возмещения, за последние два с половиной года - 411,2 млрд руб. Можно не сомневаться, что в первую очередь эти деньги поступили не на развитие производства и инвестиции, а на рублевый потребительский рынок и внесли свой вклад в инфляцию.

При этом в 33 банках, лишенных лицензии, сотрудники ЦБ признаков банкротства не обнаружили. Это значит, что деньги для погашения обязательств в них были. Так зачем печатать деньги для АСВ, если банк не имеет признаков банкротства и в состоянии сам вернуть клиентам средства? Что помешало нашему мегарегулятору, обнаружившему, что «банк был вовлечен в проведение транзитных операций и т. п.», сначала вывести банк из этих операций и дать расплатиться с клиентами, а уже потом лишать лицензии? Такая возможность у ЦБ была всегда. Регулятору достаточно выдать банку предписание на запрет любых операций, кроме возврата клиентам денежных средств, взять под жесткий контроль работу администрации, вникнуть в ситуацию, детально разобраться и только после этого принимать решение о полном прекращении банковской деятельности.

Если мы хотим вывести с поля одного игрока, вовсе не обязательно бросать бомбу на стадион. Достаточно показать ему красную карточку, вывести из игры, дать попрощаться с командой и болельщиками, а уже после этого дисквалифицировать. ЦБ сегодня обладает колоссальными возможностями по воздействию на кредитные организации. Возникает вопрос: «Почему он не использует все палитру имеющихся возможностей?» Ведь никто не мешает, например, заранее ввести в проблемном банке временную администрацию и привести его работу в соответствие с требованиями ЦБ.

Происходящие сегодня в банковской сфере процессы не имеют никакого отношения к оптимизации, повышению эффективности управления и консолидации ресурсов. Ситуация ведет за собой потери бюджета и увеличение объема неплатежей. Куда понесут деньги предприниматели, если любой из банков может быть в любой момент закрыт, а средства в нем заморожены? Конечно, есть вариант с государственными банками, однако качество обслуживания и скорость проведения там операций далеко не всегда удовлетворяют клиентов, да и доходы по вкладам, как правило, существенно ниже из-за принципиально другой специализацией этих банков.

ПРИОРИТЕТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХИРУРГИИ

За два последних года между банкирами и ЦБ не появилось даже признаков взаимного понимания. Ни одной из 33-х кредитных организаций, в которых после отзыва лицензии не выявлено признаков банкротства, не было предложено других вариантов, кроме  ликвидации. Опрошенные в ходе подготовки материала специалисты разводят руками: за два года так и не удалось понять логику, которой пользуется регулятор при принятии решений. Взаимодействие с надзором стало носить односторонний характер: методическая помощь больше не оказывается. В связи с этим исходные предпосылки ЦБ при принятии решений о применении крайней меры воздействия сейчас в принципе непостижимы.

Центральный банк располагает колоссальным объемом информации о движении денежных средств. Однако, по мнению участников рынка, на сегодняшний день практически не использует его при принятии решений. Возможно, причиной является отсутствие соответствующих аналитических алгоритмов. Возможно, в процессе формирования мегаструктуры не было налажено взаимодействие подразделений и ведомств, поэтому выпало некое важнейшее звено. Но по большому счету, все это вопрос квалификации соответствующих сотрудников ЦБ. Очевидно, что основным инструментом для профессионального прогноза и планирования последствий отзыва лицензии у конкретной кредитной организации могла бы являться аналитическая карта финансовых взаимосвязей региона. Однако достоверно известно, что в ЦБ такой карты не существует. Центральный банк ни по одному субъекту Российской Федерации на сегодняшний день ничего подобного не составляет и не ведет.

Как можно принимать решение о полном одномоментном закрытии организации, если вы не знаете ее клиентов и перекрестных отношений, не понимаете объемы взаимных обязательств с остальными участниками банковской системы? Кто из 60 тысяч сотрудников ЦБ просчитывает последствия для экономики региона и бюджета при отзыве лицензии у конкретного игрока?

Возможно, оптимизация системы и не должна идти по пути простого закрытия точек привлечения и аккумуляции денежных средств. Финансовые потоки, без всякого сомнения, нуждаются в постоянном высокопрофессиональном обслуживании и системной тончайшей настройке. Центральный банк России потенциально располагает полной информацией и всем необходимым инструментарием для проведения такой работы. Нужно всего лишь начать пользоваться этим потенциалом. В полном объеме, в интересах общества и развития экономики нашей страны.

 

 

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, специалист по работ с молодёжью, 29 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии