Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Расширение Суэцкого канала выгодно России

 На днях власти Египта с помпой отметили открытие новой водной артерии - дублера Суэцкого канала. Протяженность магистрали составляет всего 72 километра, однако Каир сделал из этого настоящее эпохальное событие с приглашением лидеров иностранных государств и красочным водным и авиашоу

Президент Аль-Сисси, первым открывший судоходство по новому каналу на исторической яхте «Аль-Махруса»попытался показать своему народу и миру, что Египет взял новый старт в развитии. Россия тоже присутствовала на этом праздникебольшую делегацию страны возглавлял премьер Дмитрий Медведев. И хотя эксперты говорят о том, что в сфере морских грузоперевозок расширение Суэцкого канала не сулит Москве особых бонусов, РФ делает акцент в смежной сфере - на освоении припортовой инфраструктуры. В Каире готовы предоставить России карт-бланш в реализации совместных проектов.    

Новый дублер Суэцкого канала, по которому суда станут значительно быстрее проходить из Азии и Ближнего Востока в Европу, обошелся Египту в 8,5 млрд долларов, а его строительство заняло всего год (вместо запланированных трех)Теперь вместо прежних 46-50 судов в сутки канал сможет пропускать вдвое больше кораблей, а их время в пути составит 11 часов против прежних 18Правда, эксперты относятся к этим прогнозам с некоторым скепсисом. Возможно, обновленный канал будет по-прежнему востребован, но большей пропускной способностью отличаться не будет из-за падения объемов мировой торговли. Тем не менее, в связи с пуском второй линии Суэцкого канала в Каире вовсю говорят о новом рождении страны. А также о «возвращении Египта на карту мира» после четырехлетней черной полосы революций, волнений и нестабильности. Президент Аль-Сиссиназвавший проект «великой мечтой Египта», убежденчерез 10-15 лет доходы египетского бюджета от Суэцкого канала вырастут более чем вдвое - с нынешних 4,7 млрд долларов до 13.

Через четыре года знаменитый Суэцкий канал отметит полуторавековой юбилей, а важность этой водной артерии, связывающей Красное и Средиземное моря, трудно переоценить и сейчас. Неудивительно, что на открытие второй очереди канала приехали политики из многих стран. Особенно представительными были делегации Франции и Саудовской Аравии, которые возглавляли президент Франсуа Олланд и король СалманВедь Суэцкий канал прорыли в девятнадцатом веке под руководством француза Фердинанда де Лессепса. А саудовское королевство стало одним из главных спонсоров его нынешнего расширения.

Впрочем, и уровень сотрудничества Москвы и Каира уже сегодня называют высоким, особенно на фоне подготовки встречи Владимира Путина и Абдель Фаттаха ас-Сисси. Она состоится, по прогнозам, в сентябре-октябре. Именно на ней будут окончательно утверждены планы двустороннего сотрудничества, которое может выйти на уровень 1960-х годов. Недаром египтяне, желающие серьезно перевооружить свою армию, выбрали одним из главных партнеров Россию. Это и зенитно-ракетные комплексы, и танки, и легкое вооружение. Общий объем военных контрактов превышает 2 млрд долларов. Египтяне много лет вооружались советским оружием.  

«В Египте до сих пор много высоких военных чинов, сохранивших добрую память об обучении в СССР. Даже экс-президент Хосни Мубарак в 1960-е учился в военном училище в СССР. И сегодня Россия воспринимается правящим режимом Египта как некая альтернатива США. Тут есть и еще один сильный фактор - лидеры египетской армии уверены, что президент США Барак Обама предал египетскую армию и "светское правление" в Египте (как они его понимают), не поддержав Хосни Мубарака в 2011 году, во время "революции Тахрира". Поэтому в Каире царит очень сильное недоверие к нынешней администрации в Вашингтоне, - говорит политолог-арабист Константин Эггерт. - Владимир Путин попытался логично заполнить этот вакуум при отсутствии у Каира большого количества друзей. А также использовать это в рамках политики "вбивания клиньев" между США и их союзниками».

Ухудшение отношений США с Египтом дает Каиру большие возможности для маневра, чем и пытается воспользоваться Россия. Военные, держащие в руках все нити власти в Египте, прекрасно помнят, как в ходе революции 2011 года Вашингтон поддержал «Братьев-мусульман». А после этого шантажировал египетских генералов: если попробуете вновь взять власть, мы лишим вас финансовой поддержки. До определенного момента египетские генералы, с ужасом смотревшие на происходящее в стране, не решались перечить «дяде Сэму». Однако, когда ситуация в Египте пошла вразнос, они плюнули на рекомендации Вашингтона и взяли власть в свои руки.  

Сегодня американцы вновь дружески улыбаются египетским генералам, жмут им руки и даже заключили с Египтом новый договор о военном сотрудничестве. Однако это тот случай, когда «ложечки-то нашлись, а осадочек остался». И попытку Вашингтона сознательно погрузить страну пирамид в хаос здесь забудут не скоро.   

До последнего времени самыми влиятельными донорами и партнерами для Каира были Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и ОАЭ. Однако сегодня Москва, похоже, перехватила инициативу по многим направлениям. Например, она активно участвует в выработке нового плана противостояния «Исламскому государству», которое претендует на захват власти на Синайском полуострове; поддерживает режим Башара Асада в Сирии, налаживает связи с Саудовской Аравией и т.д. Хорошие отношения с Египтом становятся одним из краеугольных камней российской политики на Ближнем Востоке. 

«Значимость Суэцкого канала для российских грузов невелика. Их основной потокнаправляется в Южную и Северную Европу, а также в США. Через Суэцкий канал идет очень небольшой процент российских грузов в Индию и на Ближний Восток, где особой нужды в российских углеводородах нет. А все, что экспортируется или импортируется из Китая, уходит через российские восточные транспортные узлы и порты. Для российского грузовладельца Суэцкий канал - это не столь важная мировая транспортная артерия, в отличие от европейцев или американцев», считает аналитик агентства InfraNews Алексей Безбородов. 

Россия делает главную ставку вовсе не на рост грузооборота через обновленный Суэцкий канал. Еще в начале года президент Абдель Фаттах Аль-Сисси заявил, что Каир может присоединиться к зоне свободной торговли в рамках ЕврАзЭс. Если это произойдет, то взаимный товарооборот, составивший в 2014 году 4,5 миллиарда долларов, вскоре может вырасти в разы.

Еще один важный аспект во взаимоотношениях Москвы и Каира в том, что Россия намеревается в ближайшие годы построить в Египте первую атомную электростанцию «Дабаа». Российский «Росатом» и Министерство энергетики Египта уже заключили принципиальное соглашениеи сейчас согласовываются детали будущего проекта. Всего «Росатом» готовится возвести в Египте четыре атомных энергоблока, тем самым став основоположником ядерной энергетической промышленности Египта. Серьезным бонусом РФ в сфере строительства атомных станций является то, что «Росатом» - компания полного цикла. Она готова и построить объект «под ключ», обучить персонал, поставить ядерное топливо и вывезти отходы. Но дело не только в АЭС. Россия сегодня готова стать первопроходцем и в том, чтобы разместить в Египте (вполне возможно - на берегу Суэцкого канала) предприятия  по сборке автомобилей «Лада»И хотя у нас эта марка машин стала нарицательной, египтяне все равно любят наши «шестерки» и «семерки», ведь цена на них невелика, собраны эти модели «на экспорт» (то есть, более-менее старательно), и к тому же сухой египетский климат позволяет нашим «ладам» жить намного дольше, чем на родине.   

Сегодня западные аналитики, комментируя будущую политику Египта, рассуждают о том, что «без помощи Америки у Египта нет будущего». Но при этом они прекрасно понимают, что разновекторная политика президента Аль-Сисси уже приносит результаты. Достаточно сказать, что деньги на строительство новой ветки Суэцкого канала - 8,5 млрд долларов - были найдены Каиром всего за восемь дней. И главную «скрипку» здесь сыграли страны Аравийского полуострова во главе с Саудовской Аравией. 

Примерно то же самое Аль-Сисси, по мнению многих, намерен проделать и с энергетикой, а также с развитием портовых территорий, но уже с помощью России. Недаром представители портовых и стивидорных компаний РФ говорят о том, что для них участие в развитии инфраструктуры Суэцкого канала стало бы не только выгодным коммерческим проектом, но и отличным опытом для будущего развития Северного Морского пути. Ведь и в том, и в другом случае работать портовикам придется в условиях экстремальных температур, как высоких (в случае с Суэцем), так и низких. Конкретные проекты по освоению припортовой инфраструктуры Суэцкого канала должны быть озвучены в ходе предстоящей встречи лидеров РФ и Египта. 

Кроме того, в Египте прекрасно помнят о туристическом потенциале РФ. По подсчетам местных туроператоров, едва ли не каждый третий турист на пляжах Красного  моря имеет российское гражданство. Даже в прошлом неспокойном году их прибыло более двух миллионов. К тому же наши отдыхающие отличаются особой стойкостью. Они не боятся ни терактов на Синае, ни набегов пустынных бедуинов на отельные зоны. Так что, считают аналитикисколь бы велико ни было сегодня желание западных политиков рассорить Москву и Каир, возможностей для этого у них немного. В то время как стремление к сотрудничеству постоянно растет как в России, так и в стране пирамид.  

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии