Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Голодные игры молодых

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Каждую неделю в Петербурге фиксируется по одному случаю нервной анорексии. Врачи говорят о том, что добровольный отказ от еды и мания похудения носит характер психологической эпидемии среди детей и подростков

Несчастные полумертвые девочки

Сегодня, 9 сентября, в Петербурге начинает работу городская научно-практическая конференция, целиком посвященная проблеме нервной анорексии в детском и подростковом возрасте. Врачи пытаются объединить усилия в борьбе с этим заболеванием и достучаться до родителей, которые явно недооценивают сложность и глубину проблемы.

«Невозможно достоверно сказать, сколько у нас больных нервной анорексией, - говорит главный врач ГКДЦ “Ювента”, доктор медицинских наук, профессор Павел Кротин. - Проблема в том, что статистика составляется, исходя из данных обращаемости к врачам, а в случае с нервной анорексией многие больные до нас попросту не доходят: как только они слышат от врачей о том, что ребенка необходимо показать психиатру или психотерапевту, они просто “растворяются” на уровне ПНД. Однако если еще 5 лет назад этот диагноз составлял около 5% от всех поставленных психотерапевтических диагнозов, то сейчас это уже 22%».

Городской клинический диагностический центр для подростков и молодежи «Ювента» стоит на передовой, так как одно из первых проявлений нервной анорексии у девочек - пропажа или отсутствие менструальной функции. Однако визит к подростковому гинекологу - это только первый шаг в сложнейшей цепочке излечения. Врачи единодушны: без должной психологической и психиатрической помощи, усилиями одних лишь гинекологов, педиатров или гастроэнтерологов, с такой бедой справиться невозможно.

«Вернуть менструальную функцию с помощью современных методов лечения, ударной дозой гормонов мы можем даже, извините, полутрупу, - говорит Павел Кротин. - Но это не решит проблемы. Главное - вылечить голову».

Если потеря массы тела составляет около 20%, то надежда остается. Однако если девочка при среднем росте 160-165 см весит 33-39 кг - это повод не просто для вмешательства, а для экстренной госпитализации. Однако еще одна озвученная врачами проблема - отсутствие координированных действий специалистов разных дисциплин и стационаров, где медики непременно общими усилиями возвращали бы к жизни таких живых скелетиков. В ЦВЛ «Детская психиатрия» нет реанимации, а таким пациенткам она зачастую необходима; в подростковое отделение психбольницы им. Скворцова-Степанова берут пациентов постарше. Нужна система, которой пока нет.

«К нам поступают такие девочки: это кости, с которых свисает кожица. Есть, увы, и смертельные случаи», - констатирует врач-психотерапевт кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Нина Александрова. - Я наблюдаю одну пациентку в течение 6 лет. В 10 лет она отказалась от еды, нам удавалось поддерживать жизненно важные функции. Сейчас девочке 16, у нее тело, физическое и психическое развитие осталось на уровне 10-летнего ребенка. Это уже тяжелое психическое заболевание».

Болезнь отличниц

В числе основных причин нервной анорексии специалисты называют следование моде, влияние СМИ и - самое главное - внутрисемейную обстановку, некий длительный конфликт самых родных людей, на который ребенок начинает реагировать таким образом.

«Почти у всех обычных подростков всегда наблюдалась и наблюдается неудовлетворенность своим внешним видом. В этом нет ничего страшного, если присутствует трезвая оценка со стороны самого ребенка и родителей, - считает профессор Кротин. - Но у заболевших нервной анорексией трезвой оценки нет. Получается детский подход к взрослому телу».

При этом даже взрослые, опытные, умные врачи боятся диагноза «нервная анорексия», потому что его постановка чревата целым комплексом проблем - от изматывающих многодневных переговоров и уговоров ребенка и его родителей показаться психиатру - до физической невозможности помочь пациенту в запущенной стадии. Особенно когда речь идет о ребенке.

«Самое главное - семейная психотерапия, без нее даже самым лучшим врачам не справиться, - считает завкафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, доктор медицинских наук Эдмонд Эйдемиллер. - Однозначно причину нервной анорексии назвать нельзя - это могут быть и личностные, и невротические, и сугубо психиатрические мотивы. Раньше ее называли “болезнью отличниц”, но сейчас диагноз ставится и мальчикам, и даже грудным детям. В последних двух случаях ситуация особенно тяжелая, так как в большинстве случаев свидетельствует о серьезном психическом заболевании».

Медики констатируют главный парадокс анорексии: девочка перестает есть, потому что хочет быть красивой. При этом все видят, что живой скелет с вялой синей кожей, с отсутствием половых признаков и целым комплексом проблем - это явно не идеал красоты. Но девочка продолжает заниматься аутоагрессией, голодать, врать, обманывая родителей, что ест, а на самом деле всеми доступными способами выводит из себя пищу.

«Социальный уровень семей больных довольно высокий - там не встретишь маргиналов. Но присутствует либо доминантность матерей, либо критика со стороны отца, либо постоянная критика родителей в адрес друг друга. Эти факторы воспринимаются девочками наиболее остро, и они приводят к искажению образа собственного “я”, к мысли, что с этим телом надо что-то делать: “Ах, вы считаете, что я урод? Так получайте!” Поэтому справиться необходимо не только с весом, но и проблемами в голове», - говорит Нина Александрова.

От анорексии и булимии - к орторексии

Однако отказ от еды (анорексия), неумеренное обжорство (булимия) начинают меркнуть перед третьей, новомодной напастью - орторексией - болезненной приверженностью к правильному питанию. Врачи говорят, что резко возрастает количество пациентов и с этим диагнозом, которые при невозможности принять «правильную», по их мнению, еду вообще перестают есть и кормить близких.

Появилось и еще одно направление в заболеваниях, связанных с нарушением питания - младенческая анорексия, когда грудной ребенок по непонятным причинам отказывается от еды, причем причины эти не носят гастрологического характера, то есть не связаны с соматическими заболеваниями. По словам врачей, уже наблюдается динамика: как правило, такие младенцы с возрастом заболевают уже настоящей подростковой нервной анорексией.

Самая серьезная проблема в этом неприятном букете нервно-пищевых заболеваний - нежелание родителей принять и осознать проблему, их сопротивление табличке со словом «психиатр» и непонимание того, что без похода туда ребенка вылечить почти невозможно.

Врачи не согласны с тем, что родители просто не знают, к кому обратиться с такой проблемой. Даже если замученный участковый педиатр не распознает тяжелый диагноз у шатающейся на ветру девочки-былинки, то существуют бесплатные районные подростковые консультации, та же «Ювента», педиатрические клиники и институты.

«Более 30% подростков имеют нарушения в питании, - говорит Павел Кротин. - Но родители относятся к этому скептически. Психологи готовы доводить информацию, но как это сделать? Мы в “Ювенте” пытались организовывать бесплатные консультации для родителей с участием психологов, психотерапевтов, других специалистов. Мы дежурили каждую субботу в течение месяца. Не пришел ни один человек».

Смертность девочек от нервной анорексии достигает 3-5%, по другим данным - до 20%.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии