Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Кому можно выпить, определят «на глазок»

 Фото: Екатерина Веденина/OK-inform Фото: Екатерина Веденина/OK-inform Законодатели и чиновники изыскивают все новые меры по борьбе с пьянством. Продавцы договорилась спрашивать паспорт у покупателей, а депутаты собираются штрафовать уличных выпивох на 5 тысяч рублей. Эксперты говорят о начале новой антиалкогольной кампании

Хочешь бутылку - покажи зубы

На днях практически все торговые сети страны подписали совместный меморандум о предупреждении продажи алкоголя тем, кто не достиг возраста 18 лет. Самым главным в документе является то, что продавцы теперь имеют право спрашивать документы у покупателя, если есть сомнения в его возрасте.

Как пишут «Известия», меморандум включает 18 правил для производителей, продавцов и потребителей. Например, продавцы старше 25 лет теперь могут проводить как антиалкогольные, так и рекламные мероприятия для покупателей, но только в том случае, если последним уже стукнуло 18. Продавцы и маркетологи моложе 25-летнего возраста воспитывать публику права не имеют.

Однако наибольшую дискуссию вызвали пункты меморандума, разрешающие и даже обязывающие продавцов требовать документы у покупателя, если он выглядит моложе чем на 30 лет. Почему на 30, если алкоголь можно продавать с 18? Потому что, по мнению составителей документа, именно 30 лет взяты за некий усредненный возрастной показатель. 17-летний может выглядеть как 25-летний, а вот 35-летнего с подростком вряд ли спутаешь.

Однако доводы создателей меморандума сомнительны, и в первую очередь - с точки зрения закона, ведь предъявить документы имеет право только представитель власти - сотрудник полиции. Показывать паспорт продавец потребовать не может. Но он может отказать в продаже алкоголя. Тогда, как придумали борцы за трезвость молодежи, во избежание конфликта будет вызван третейский судья - например, директор магазина. Он, видимо, станет определять возраст покупателя, как у лошади - по зубам - и выносить свой вердикт: достоин юноша выпить или нет.

«Сразу вспомнилась первая антиалкогольная “горбачевская” кампания: тогда, напомним, алкоголь до 21 года тоже не продавали и даже не пускали молодых в кафе и бары, где продавали спиртное. Помню драку 20-летних ребят, вернувшихся из Афганистана, с персоналом бара на Петроградской стороне, который не пустил ребят в питейное заведение. Контуженные на войне солдатики возмущались, что умирать за чужую родину в 18 лет можно, а выпить на поминках друга нельзя, - прокомментировал ситуацию врач-нарколог Александр Шилов. - Я как врач целиком и полностью за трезвую молодежь и как нарколог знаю, насколько опасен алкоголь в юном возрасте. Но меры борьбы с пьянством и алкоголизмом должны быть более продуманными. Может быть, это будут специальные магазины, куда очевидно юному покупателю вход будет закрыт - как, например, в секс-шопы. Или обоюдный штраф как за продажу, так и за покупку алкоголя несовершеннолетним - по аналогии с другими странами. В предложенном варианте конфликты между покупателями и продавцами неизбежны. Мы еще не дошли до уровня США или Европы, где не только продавец в одиночку борется с любителями выпить, но и вся очередь дружно звонит в полицию, чтобы сообщить о попытке купить/продать алкоголь молодым».

Купил, выпил - в тюрьму

Напомним, в России за розничную продажу алкоголя детям и подросткам предусматривается административный штраф: от 30 000 до 50 000 рублей для рядовых граждан, от 100 000 до 200 000 рублей для должностных лиц и 300-500 тысяч рублей - для юридических лиц, при этом индивидуальные предприниматели приравниваются к должностным лицам. Если продавец неоднократно замечен в продаже алкоголя несовершеннолетним, ему грозит уголовная ответственность.

В США к ответственности привлекают не только продавца, но и покупателя, причем штрафы очень серьезные. За попытку приобретения алкоголя (как и за продажу) несовершеннолетнему предусмотрено наказание как в виде штрафа, так и в виде общественных работ, аннулирования водительских прав и даже в виде тюремного заключения. Некоторые штаты США имеют законодательство, которые грозит несовершеннолетним (лица до 21 года), приобретающим алкоголь, уголовным наказанием с потенциалом штрафа $ 5000, или 1 год в тюрьме.

В Швеции продавцам грозит сразу 6 лет тюрьмы, в Эстонии - до 12 месяцев, в Израиле - до 6 месяцев, в Норвегии за продажу алкоголя несовершеннолетним назначают штраф в размере € 900-3600, а во Франции - € 7500.

Жестче всего в непьющей Саудовской Аравии - там за подобный проступок сразу изобьют плетьми.

Дойдет ли до крымских виноградников?

Между тем очевидно, что очередная антиалкогольная кампания в России набирает обороты. Подавляющее большинство (80%) опрошенных социологами россиян требует вернуть вытрезвители, а чиновники и законодатели соревнуются в креативности предложений по борьбе с пьянством.

«Сегодня Россия занимает первое место в мире по употреблению алкоголя на душу населения, включая детей и стариков, это 18 литров спирта в год на каждого гражданина страны. Возраст приобщения к алкоголю за последние годы у нас снизился с 15 до 11 лет. По экспертным оценкам, в нашей стране из-за потребления алкоголя из 100 юношей до пенсии доживут в лучшем случае 40», - заявил еще в 2013 году первый замглавы комитета по социальной политике Совета федерации Вячеслав Фетисов и направил в Госдуму законопроект, запрещающий продажу алкоголя лицам моложе 21 года.

После рассмотрения документ был признан неконституционным: по российскому законодательству, человек считается полностью дееспособным с 18-летнего возраста, и введение отдельных ограничений - это ограничение его прав. На Западе и в США для разных деяний устанавливаются разные возрастные планки.

Однако прошло 2 года, и совсем недавно на волне предвыборной кампании тогда еще врио губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко вновь предложил запретить продажу алкоголя лицам, не достигшим 21-летия. Его предложение было как бы альтернативой идее прокуратуры 47-го региона запретить розничную продажу алкогольной продукции в «детские дни»: Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний.

Дрозденко посчитал предложенные прокурорами меры популизмом и сравнил их с запретом продавать шампанское в Новый год. А в ответ предложил вынести на федеральный уровень запрет на продажу лицам младше 21 года и ужесточить наказание за нарушение этого правила. Однако эксперты полагают, что без принятия соответствующих изменений в федеральные законы эти предложения не пройдут.

Еще одним этапом антиалкогольной кампании стало прозвучавшее в июле 2015 года предложение повысить штраф за распитие спиртных напитков в общественных местах до 5 тысяч рублей. Соответствующие поправки должны быть внесены в КоАП. Предполагается увеличить минимальный штраф за распитие алкогольной продукции в запрещенных местах может в 10 раз - с 500 рублей до 5 тысяч. А максимальный штраф, налагаемый на родителей за нахождение в состоянии опьянения их детей в возрасте до 16 лет или потребление ими алкоголя или наркотиков, может достигнуть 8 тысяч (вместо 2 тысяч рублей).

Кстати, в Ирландии штраф за употребление алкоголя в общественном месте (любые открытые площадки, пространства, церкви, кладбища и пр.) составляет € 75. Гражданин должен оплатить штраф в установленный срок (21 день), иначе начнется судебное преследование. Крупные штрафы за аналогичные правонарушения выписываются также в Канаде, США и многих других странах, причем суммы штрафов несопоставимы с предложенными в России 5 тысячами.

В конце августа член Общественной палаты России Султан Хамзаев высказал еще одно антиалкогольное предложение - запретить продавать алкогольные напитки с 18 часов вечера до 9 утра. Соответствующая инициатива уже ушла в Росалкогольрегулирование.

По мнению члена Общественной палаты, такие временные рамки не дадут россиянам покупать алкоголь ни до, ни после работы. Кстати, ранее Хамзаев боролся также с курением табака в подъездах, кальяна в кафе и требовал показывать альтернативную рекламу полезной пищи сразу же после рекламы пищи «вредной». Пока предложения успехом не увенчались, но это только пока.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Инна, инспектор РЖД, 36 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии